Новости науки на портале «Научная Россия»

Электрохимики ТПУ разработали экспресс-метод определения ядов в молоке и молочных продуктах

На все этапы анализа — от подготовки проб до получения результатов — уходит до двух часов, непосредственно само измерение концентрации занимает не более 10 минут

Ученые Томского политехнического университета разработали первую вольтамперометрическую методику определения в молоке и молочных продуктах афлатоксинов — это одна из самых опасных групп ядовитых веществ, выделяемых грибом из рода Aspergillusflavus, сообщает пресс-служба ТПУ. Они заражают зерна, семена и плоды растений, которые потребляют в пищу сельскохозяйственные животные. В человеческий организм эти яды могут попадать, например, с молоком. Разработанная политехниками методика имеет ряд преимуществ перед альтернативными методами — простота, минимальное использование реактивов, быстрота проведения анализа с сохранением высокой чувствительности и низкая стоимость анализа. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Analytical Methods in Chemistry (IF 1.801; Q2).

Из всех биологически производимых ядов афлатоксины являются самыми сильными гепатоканцерогенами из обнаруженных на сегодняшний день. Они устойчивы к тепловой обработке и в высоких концентрациях являются смертельными для животных и человека. В опубликованной статье политехники работали с афлатоксином В1 и M1. Афлатоксины – единственные микотоксины, которые строго регулируются на таких рынках, как страны ЕС, США и России. Согласно российским нормам, содержание афлатоксина M1 в молоке должно быть не выше 0,5 мкг/кг, а В1 не выше 1 мкг/кг.

В ходе экспериментов ученые анализировали содержание этих токсичных органических веществ в коровьем и козьем молоке, сыворотке и кефире. Все продукты были приобретены в томских магазинах. Ни в одной из проб не было зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации микотоксинов. Также для проверки правильности разработанной методики ученые искусственно вводили афлатоксины M1 и В1.

«Афлатоксины в молоке сегодня определяют с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии, но основное ограничение этого метода — цена. Вольтамперометрический метод дешевле в четыре-пять раз. Но каждое определяемое вещество уникально, поэтому для каждого необходимо учитывать огромное количество нюансов, что мы и сделали, — разработали способы подготовки проб, проработали условия проведения измерения,  алгоритм самого анализа», — рассказывает ведущий научный сотрудник Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Галина Слепченко.

Полученная методика является экспрессной, на все этапы анализа — от подготовки проб до получения результатов — уходит до двух часов, непосредственно само измерение концентрации занимает не более 10 минут.

«Афлатоксины  — опасные яды, поэтому необходимо развивать экспрессные методы их определения. Благодаря преимуществам вольтамперометрии — простота анализа, подготовки проб, невысокая стоимость оборудования — анализ по нашей методике можно проводить не только в лабораторных условиях», — отмечает ученый.

афлатоксины гепатоканцероген молоко