Исследователи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США) моделируют сверхновые, которые возникают после смерти пульсирующих сверхгигантов, таких как Бетельгейзе, сообщает пресс-служба вуза. Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal.

Бетельгейзе – красный сверхгигант, который находится в созвездии Ориона. Звезда, в десять раз крупнее Солнца, приближается к концу своей жизни: вероятно, она встретит гибель в течение следующего миллиона лет. Недавно ученые сообщили о том, что яркость Бетельгейзе упала до самой низкой отметки (на 14 февраля уровень яркости звезды составлял всего 36% от его нормы) за последние сто лет. Возможно, скоро она превратиться в сверхновую – и этот переход будет сопровождаться мощным взрывом, который может быть виден даже при дневном свете. Ученые считают, что затемнение звезды происходит из-за ее пульсации. Это явление относительно распространено среди красных сверхгигантов, – а именно к ним относится Бетельгейзе.

Исследователи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре уже составили прогнозы относительно яркости сверхновой, которая может появиться, когда взорвется пульсирующая звезда, подобная Бетельгейзе.

Характеристики сверхновой меняются в зависимости от массы звезды, полной энергии взрыва и, что важно, ее радиуса. Пульсация Бетельгейзе заставляет эти параметры меняться, поэтому настолько сложно предсказать, как она взорвется – на какой фазе пульсации – и какая из этого получится сверхновая.

Ученые обнаружили, что если вся звезда пульсирует в унисон – «вдыхая» и «выдыхая» – сверхновая будет вести себя так, как будто Бетельгейзе была статичной звездой с заданным радиусом. Однако разные слои звезды могут колебаться в разные фазы: внешние слои расширяются, в то время как средние слои сжимаются, и наоборот.

Для простого – синхронного – случая пульсации модель сверхновой получилась аналогичной моделям, которые не учитывают пульсацию. В этом случае сверхновая от красного сверхгиганта похожа на сверхновую от большой звезды или меньшей звезды (в разных точках пульсации). Другие результаты получились при втором, более сложном сценарии – когда звезда пульсирует неоднородно. Такой сценарий предполагает, что, когда свет выходит из более глубоких слоев взрыва, выбросы будут выглядеть так, как если бы они были результатом сверхновых звезд разных размеров.

Свет от сжатой («выдыхающей») части звезды будет слабее, объясняют авторы работы, – так же, как у более компактной, не пульсирующей звезды. А свет от частей звезды, которые в это время расширялись («вдыхали»), казался бы более ярким, как если бы он исходил от большой, не пульсирующей звезды.

[Фото: ESO/M. KORNMESSER]