Название изображения

Пандемия COVID-19 сделала маску неизменным атрибутом нашей повседневной жизни. Сегодня можно выбрать маску любого цвета и фасона, украсить ее бижутерией или ювелирными изделиями. Мы так привыкли к маскам, что они даже перестали нас раздражать, хотя еще год назад многие люди наотрез отказывались носить их.

Сегодня в нашем интервью речь пойдет о знаменитых личностях, которые по той или иной причине вынуждены были скрывать всё лицо под маской, а также о тех, кто ее никогда не носил, но чей образ вошел в историю как неразрывно связанный с маской. Об удивительных людях и их масках нам рассказала Анастасия Валерьевна Калюта ─ этнограф, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории Российского этнографического музея.

─ Какой самый яркий и, может быть, наиболее ранний пример человека в маске мы можем вспомнить?

─ Самый известный человек раннего Средневековья, который действительно закрывал лицо либо зеленой вуалью, либо самодельной золотой маской, – это Хашим ибн Хаким. В VIII веке он был проповедником и лидером антиисламского движения из Мерва, на территории современного Туркменистана, и вошел в историю под прозвищем Аль-Муканна, что дословно переводится как «закрытый покрывалом».

Хашим ибн Хаким в течение нескольких лет держал в страхе все арабское население Средней Азии и едва не выгнал арабов с этой территории. Это личность легендарная, на родине его считают национальным героем. Аль-Муканне посвящены многочисленные поэмы, оперы, в том числе и европейские. История жизни Хашима ибн Хакима очень интересна и, конечно, заслуживает отдельного рассказа.

Что касается ношения маски, то есть разные версии о причинах и о том, как выглядела эта маска. В основном об Аль-Муканне мы знаем из исторических трудов, написанных гораздо позднее его жизни: в XI, XII, XIII веках. Причем люди, которые эти труды писали, были настроены к нему, как правило, крайне недоброжелательно.

Пожалуй, самая известная работа на эту тему ─ книга эрудита и ученого, историка, астронома, теолога Аль-Бируни «Известие о людях, одетых в белое» (сторонники Муканны выбрали белый цвет как символ своего движения). В книге нам сообщается, что Хашим ибн Хаким родился где-то около 706 года в окрестностях Мерва, Мервского оазиса (территория современного Туркменистана), а также то, что в молодости он занимался отбеливанием тканей. Аль-Муканна участвовал в восстании против арабов, которое возглавил бывший раб, перс Абу Муслим. Некоторое время Муканна провел в тюрьме в Багдаде, а потом объявился в родном Мерве с заявлением, что он является прямым воплощением Бога.

─ И тогда же он стал носить маску?

─ Да. Причем по одной версии эта маска была сделана из чистого золота,  а по другой версии ─ никакой маски не было, а носил Аль-Муканна зеленое шелковое покрывало на лице. Так как Аль-Муканна считал себя пророком, воплощением Бога, то он утверждал, что от его лица исходит столь мощное сияние, что ни один смертный не может вынести этого света. Именно поэтому, по одной из версий, Хашим ибн Хаким и закрывал свое лицо. По другой версии, Муканна стал носить маску, чтобы скрыть личность после освобождения из тюрьмы, дабы его не убили сторонники халифа аль-Мансура. Но я считаю, что с помощью маски в те времена скрыться было невозможно, и, напротив, это был самый верный путь к тому, чтобы привлечь к себе внимание. В общем, так себе конспирация, ведь человека с таким необычным внешним видом в любой толпе очень легко заметить.

─ История Аль-Муканны действительно интересна, но, насколько я знаю, у вас есть свой фаворит среди тех, кто носил маску, ─ это Балдуин IV?

─ Да, это герой интересный и парадоксальный, и парадокс заключается в том, что на самом деле Король Иерусалимский Балдуин IV (Балдуин Прокаженный) маску никогда не носил! Однако с легкой руки создателей фильма «Царство Небесное» его образ теперь прочно ассоциируется с серебряной маской…

─ Причем в фильме маска у него не одна, он их менял

─ Да, и в итоге получившийся образ оказался настолько убедительным, живучим и притягательным, что теперь, если вы посмотрите комиксы, аниме, картины со всех концов мира, то там Балдуин IV всегда будет изображен в серебряной маске. Хотя, повторюсь, это совсем не соответствует реальности. Это результат выражения творческой мысли сценариста Уильма Монохана и режиссера Ридли Скотта. Как говорил сам Монохан, образ короля в маске преследовал его с 14 лет, и когда появилась возможность этот образ воплотить на экране, он сразу ею воспользовался.

«Невозможно удержаться от слез, говоря об этом великом несчастье. День за днем его состояние ухудшалось. Конечности и лицо были особенно сильно поражены, так что его верные подданные были охвачены состраданием, когда смотрели на него». Из записей наставника Балдуина IV Вильгельма Тирского.

Балдуин IV ─ король Иерусалима с 1174 года, сын Амори I и Агнес де Куртене ─ личность уникальная и являет собой сочетание, казалось бы, несовместимых противоречий, а также опровергает известную поговорку о том, что в здоровом теле живет здоровый дух. Король болел страшной болезнью ─ лепроматозным типом проказы ─ при которой появляются лепромы, бляшки и узлы, разрушается носовая перегородка, теряется зрение. Несмотря на ужасный недуг, за свою короткую жизнь (неполных 24 года) Балдуин смог показать себя как человек, сильный духом. На протяжении всего своего правления Король Прокаженный защищал Иерусалим от нападок мусульман. Иерусалимское королевство и его соседи пребывали в состоянии постоянной войны с окрестными мусульманскими государствами. В возрасте 16 лет Король Иерусалимский смог одержать грандиозную победу над Султаном Салах ад-Дином, который до того времени считался непобедимым. Кстати, католическая церковь сейчас всерьез рассматривает идею о том, чтобы причислить Балдуина IV к лику святых. Интересную эпитафию ему оставил мусульманский историк Абу Шама в «Книге двух садов». «Этот прокаженный мальчик заставил уважать всех свою власть», ─ писал он о Короле Иерусалимском.

Из записей современников короля нам известно, что маску он не носил, в частности из записей его наставника Вильгельма Тирского, где в подробностях описывается, как ужасен был вид больного Балдуина. Возможно, монарх мог использовать некую повязку, чтобы прикрывать рот, это максимум, но никак не серебряную маску на все лицо. Все-таки у средневековых людей понятие об инфекции уже существовало, и они понимали, что такая болезнь может передаваться воздушно-капельным путем.

Источник фото: стоп-кадр из к/ф "Царство небесное" 2005 г. Режиссер Ридли Скотт. Американский актер Эдвард Нортон в роли Балдуина Прокаженного.

Источник фото: стоп-кадр из к/ф "Царство небесное" 2005 г. Режиссер Ридли Скотт. Американский актер Эдвард Нортон в роли Балдуина Прокаженного.

 

─ Помимо Балдуина IV есть еще одна личность, которая маску не носила, но ее образ всегда с маской отождествляется. Это знаменитая британская актриса Сара Сиддонс

─ На своем самом известном портрете в Лондонской национальной галерее она представлена с маской в руках, маска выступает своеобразным символом ее профессии.

Сара Сиддонс (род. в 1755 г.) известна как одна из величайших актрис своего времени и как лучшая исполнительница роли леди Макбет за всю историю театра. Эта легендарная женщина не носила маску постоянно, как это делали Аль Муканна и Железная Маска, но она настолько вживалась в свои образы, что ее истинное я и ее роли были практически неразделимы. Кроме того, Сара Сиддонс имела еще одну очень интересную функцию: она была фактическим заместителем царствовавшей тогда королевы Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, супруги британского короля Георга III. Поэтому здесь мы говорим о понятии маски в широком значении: не только буквальное ношение этого атрибута на лице, но и сокрытие лица с помощью различных психологических приемов. В конце концов, метафора «надеть маску» вовсе не означает, что человек обязательно скрывает свое лицо под куском ткани или картона.

У. Бичи. Портрет С.Сиддонс. 1793 г.

У. Бичи. Портрет С.Сиддонс. 1793 г.

 

─ Музу трагедии, Мельпомену, тоже принято изображать в маске…

Да. Что касается масок и в греческом театре, и в японском, то они восходят к ритуальным представлениям, к тем временам, когда люди не просто играли роль, а, надев маску, буквально перевоплощались в тех персонажей, которых представляли. Надеть маску – это, действительно, стать тем существом, которым ты хочешь стать или должен стать. Это древнейшие, очень архаичные обряды, которые есть у всех народов мира.

─ Маска ─ это еще и отсылка к темным силам, к иному миру?

Да, абсолютно. Маска как связь с другой сущностью, потусторонним миром. Очень часто это маски именно мертвецов или умерших предков… В любом случае, существ из другого мира.

─ Вы изучали культуру инков, майя, ацтеков. Там маски тоже присутствовали?

─ Верно, все они не гнушались ношением масок. И особенно активно маски использовались у перуанских индейцев в погребальных ритуалах. Потому что перуанские индейцы были убеждены, что для существования души вечной необходимо существование вечного нетленного тела, нетленного лица. Поэтому посмертная маска и заменяла то самое нетленное лицо умершего. Обычай погребальных масок был распространен и у майя. Ацтеки, кстати, своих покойников знатных по преимуществу кремировали, но у ацтеков широко распространено было ношение масок во время ритуальных представлений, когда жрецы и правители изображали сверхъестественных персонажей, в первую очередь богов.

─ А ведь в славянской культуре тоже есть традиция ношения масок – ряженые на Святки, например?

─ Да, и это тоже связано с тем, что праздники в представлении наших предков, ─ это не совсем то, что сегодня принято считать праздниками. То были критические, переходные дни, когда граница между нашим миром и потусторонним размывалась, и обитатели того света приходили в гости к своим живым родственникам. Как правило, у всех славян существовал культ предков, поэтому к живым родственникам, считалось, являлись умершие родственники. Их надлежало встречать и привечать, иначе они могли очень сильно испортить жизнь.

Есть и другие варианты ряжения: с животными вроде медведя, козы, то есть перевоплощение в существ, даже не похожих на человека. Но у нас, в отличие от других народов, ряжение было не так ярко выражено. Маски у русских изготавливались зачастую просто из куска ткани. Это даже была не маска, а просто кусок материи, закрывающей лицо. Перевоплощаясь в овцу или медведя, например, наши предки просто надевали тулупы, вывернутые мехом наружу. То есть никаких специальных приспособлений не было. Да, люди, конечно, имитировали поведение этих животных. Но специального костюма или специальной маски они, как правило, не изготавливали.

─ И напоследок не могу не спросить о легендарной личности по прозвищу Железная Маска. Сегодня историкам известно, кто же это был на самом деле?

Нет, так и не известно. Но можно сказать почти с полной уверенностью, что это не родственник Людовика XIV, как считают. Он не подходит ни по возрасту, ни по другим признакам. Сохранились описания Железной Маски. Время от времени, когда он отбывал свое заключение, последние годы в Бастилии, его водили в церковь, чтобы он слушал мессу, как полагается христианину. Люди, которые видели его, описывали человека высокого роста с седыми волосами и в бархатной маске, закрывавшей все лицо, за исключением губ.

─ То есть ношение железной маски ─ это, опять же, выдумка сценаристов?

─ Точнее сказать, это выдумка Вольтера, но да, никакой железной маски на лице узника не было. Те очевидцы, которые видели заключенного в обществе его постоянного стража Сен-Мара, говорили, что маска была из черного бархата, что, кстати, и более практично. Есть предположение, что этим человеком, Железной Маской, мог быть граф Эрколе Антонио Маттиоли ─ итальянский авантюрист, который пообещал Людовику XIV помочь приобрести без единого выстрела несколько важных замков на границе Италии; но, получив от короля подарки и щедрое вознаграждение, мужчина, грубо говоря, надул монарха. Однако «Король-Солнце» был не из тех людей, которые подобные трюки прощают, и в результате Маттиоли оказался заключен в тюрьму пожизненно. Возможно, это более вероятная версия. В документах об узнике значится человек под фамилией Мачиоли.

Беседовала Янина Хужина. 

Портреты Анастасии Калюты предоставлены спикером.

Фото на главной странице сайта: фотобанк 123RF

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

● Презентация Балдуин IV Прокаженный (А.В.Калюта)

● А.Ф. Калюта. Лекция "Аль-Муканна, покровенный пророк Хорасана"

● Маски в коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН