Стратегия развития образования в России до 2036 г. должна стать документом, задающим стандарты на всех уровнях образования ― от дошкольного до университетского. Сейчас основная задача состоит в том, чтобы определить основные направления работы: на какие основные принципы ориентироваться и каких ошибок избежать. 8 июля в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось заседание, в котором приняли участие члены Российского союза ректоров (РСР), Министерства образования, Государственной думы, Российской академии наук и других профильных ведомств. Участникам заседания удалось наметить основные принципы, которыми следует руководствоваться при дальнейшей работе над документом: это установление единых стандартов обучения и соблюдение преемственности разных ступеней образования.

С докладом выступил ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент РСР Виктор Садовничий. Он отметил, что стратегия закрепляет постепенный отказ от Болонской системы образования и возвращение к отечественным образовательным традициям. Кроме того, заявил, что основной смысл создания общего документа для всей системы образования в России ― это формирование единого образовательного пространства и определение общих принципов, по которым будет развиваться образование в ближайшем будущем.

«Хочу подчеркнуть, что стратегия закрепляет отказ от отношения к образованию как к услуге и признает образование общественным благом, в центре которого стоит человек», — сказал Виктор Садовничий.

Формирование единого образовательного пространства нужно, чтобы избежать ситуации, когда в университетах заново проходят школьный курс ― это участники заседания отметили как одну из основных проблем российского образования на современном этапе. В частности, об этом говорил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Для решения проблемы, по мнению министра просвещения, нужно создать единую федеральную программу школьного и университетского образования, а также учредить единые учебники по всем школьным предметам. Стоит отметить, что уже сейчас в школах приняты единые учебники по предметам, которые считаются «мировоззренческими»: истории, литературе, обществознанию. Права на эти учебники принадлежат Министерству просвещения, которое может вносить в них правки. Пока что это не касается углубленных учебных пособий, которыми пользуются в вузах.

Отдельной темой для обсуждения стал упор на техническое и естественнонаучное образование — развитие именно этих отраслей признали приоритетным для России. Министр просвещения отметил, что уже увеличилось количество сдающих ЕГЭ по естественнонаучным предметам. По его словам, сейчас специальностями, которые чаще всего выбирает молодежь, является педагогика, медицина и инженерное образование.

«Тренд, когда все хотели быть юристами и экономистами, при всем уважении к этим специальностям, завершен», — подытожил Сергей Кравцов.

При этом участники сессии отметили необходимость общего социогуманитарного подхода к образованию и воспитанию, формирование фундаментальных ценностей на школьном этапе, к которым в вузах впоследствии должны добавляться практические навыки.

Первый проект стратегии был представлен еще в марте, впоследствии подвергался существенной доработке. В частности, Межведомственная рабочая группа направила более 1000 замечаний, которые в апреле-мае также взяли в работу. РСР тоже принимает активное участие в разработке стратегии. Основные предложения союз уже представил в Госдуме. Завершить разработку документа планируют к октябрю, а уже к концу года, как ожидается, будет представлена стратегия реализации.

Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ