29 сентября прошла вторая "Зиновьевская среда" - совместный проект Дома А.Ф. Лосева и Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» - «Зиновьевские среды». Такие встречи проходят регулярно, в последнюю среду месяца. Каждый раз тема встречи новая, в этом месяце: "Современное состояние русской классической философии". 

Модераторы встречи: Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», Владимир Лепехин, директор Института изучения проблем развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

«Зиновьевская среда – понятие многосмысленное. Как сообщество друзей, товарищей, коллег, так и день недели, который для нас особенно важен – каждая среда каждого месяца», - говорит Ольга Мироновна Зиновьева. Она анонсировала, что накануне дня рождения Александра Александровича Зиновьева, в конце октября, пройдёт заседание Зиновьевского клуба в МИА «Россия сегодня».

Анатолий Черняев, заведующий сектором истории русской философии Института философии РАН, кандидат философских наук выступил с докладом о современных исследованиях трудов ведущих русских философов. В своем докладе он рассказал, в том числе, о самой крупной, резонансной конференции в русской философии:

«В марте 1993 года в Институте философии РАН прошла конференция на тему «Русская философия и современная Россия». Джеймс Скэнлан [американский философ, историк русской философии] выступил с докладом: нужна ли России русская философия? Он призвал русских философов присоединиться к мировой философии, отказаться от претензий на самобытность. По его словам, традиционная русская философия не соответствует современной демократической России. А присущий русской философии примат общинного над индивидуальным препятствует развитию в России гражданского общества. Его вывод: Россия не нуждается в национальной русской философии, а её претензии на уникальность и самобытность служат тому, чтобы противопоставлять Россию всему миру с философской точки зрения».

Подобное мнение было и у других ученых. И наши соотечественники всё чаще стали прислушиваться к таким мнениям, после чего и сами стали рассматривать философию уничиженно. "«Самоцензура» - проблема, которую мы должны осознать и преодолеть. Мы должны избавиться от иллюзий и жить не чужим умом, а своим", - говорит Анатолий Черняев. И навязанная «новая этика» и то, что русские читают свою историю, философию через призму мнений иностранных исследователей размывает идентичность у жителей России и снижает внимание к собственным культурным ценностям.

Онлайн-выступление Алексея Козырева.Автор фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия 

Онлайн-выступление Алексея Козырева.
Автор фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия 

 

Алексей Козырев, исполняющий обязанности декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат философский наук выступил с докладом на тему: «Владимир Соловьев в истории русской философии и значение его наследия». В своём докладе он продолжил рассуждения о месте российской науки. По его словам, тенденция рассматривать преимущественно иностранных авторов стала прослеживаться не только в работах философов и историков. Отечественные ученые из других наук тоже стремятся ссылаться на иностранных исследователей. "Сегодня мы оказываемся в ситуации, когда "нам всё у себя не нравится" (как однажды сказал В.И. Ленин). Кто-то недостаточно православный, например, М.А. Булгаков, русская философия - недостаточно "философия" и недостаточно "теология"... И, кажется, такое "самоедство" было описано ещё Алексеем Хомяковым, в статье "Мнение иностранцев о России". Он писал, что если мы не прочитали у иностранцев про самих себя, то нас, как-будто, не существует. Мы должны обязательно сослаться на какого-то иностранца. И сегодняшняя традиция наукометрии с публикациями Web of Science и Scopus нас к этому всячески побуждает...".

Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС, кандидат философских наук выступил с докладом на тему: «Русская философия: от А. Хомякова и К. Леонтьева до А. Лосева и А. Зиновьева – особенности и основные черты». "На всём протяжении русской философии прослеживался цивилизационный подход, который шире, чем  государственный, только православный, только христианский. Это базовая вещь, которая позволяет нам говорить о том, что русская философия, по крайней мере в новое и новейшее время (начиная с XVI в по сегодняшний день) - одна из великих европейских философий", - говорит Владимир Лепехин.

На фото: Владимир Лепехин, Ольга Зиновьева, Любовь Цой.Автор фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия 

На фото: Владимир Лепехин, Ольга Зиновьева, Любовь Цой.
Автор фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия 

 

Каждый доклад сопровождался бурным обсуждением, больше похожим на философский диалог, беседу, где мнение каждого имеет большое значение. Когда один вопрос очень логично переходит в другой. В беседе приняли участие члены Зиновьевского клуба, философы, сотрудники Лосевской и Боголюбовской библиотек, члены Московского городского и Московского областного отделений Российского философского общества, журналисты, жители и гости Москвы.

Ольга Зиновьева подвела итог встречи: "Всё то, что происходит с историей нашей советской философии - постоянное и настойчивое навязывание чужих лекал. Нас заставляют жить, думать, действовать по чужим лекалам. Западную философию, конечно, надо хорошо знать, и мы её хорошо знали в советские времена, но при этом, мы не забывали и то своё, что было нами наработано, что было нами "натруженно", за что воевали". 

Принять участие в "Зиновьевских средах" может любой желающий, для этого необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте Дома А.Ф. Лосева.