0 комментариев 664

Заслуги «Десятой Луны»

31 марта 1966 года с космодрома БАЙКОНУР с ракеты-носителя «Молния-М» была запущена автоматическая станция «Луна-10» .Благодаря ей люди узнали, что находится на тёмной стороне земного спутника

31 марта 1966 года, 55 лет назад, с космодрома Байконур ракетой-носителем «Молния-М» была запущена автоматическая станция «Луна-10». Задача космического аппарата – выйти на орбиту Луны, была успешно выполнена уже несколькими днями позднее, 3 апреля 1966 года. «Луна-10» стала первым спутником в мире, который исследовал тёмную сторону Луны.

За 56 дней выполнения миссии станция облетела вокруг Луны 460 раз, провела 219 сеансов связи, после чего запас её энергии закончился. За это время учёные успели получить всю необходимую научную информацию, поэтому программа станции «Луна-10» считается выполненной.

Благодаря исследованиям, проведённым на базе информации, полученной с первого искусственного спутника Луны, учёные установили, что у Луны очень слабое магнитное поле, оно слабее земного в тысячу раз. С помощью метода гамма-спектрометрии был определен тип пород, залегающих на поверхности Луны. Были обнаружены неокисленные формы железа, титана, кремния.  Было измерено и содержание естественных радиоактивных элементов (K, U, Th), была установлена несферичность гравитационного потенциала, впервые получена его точная модель, проводились и другие исследования.

Но не только исследовательские функции решала станция «Луна-10». В качестве «идеологической нагрузки», в отличие, например, от  «Вояджеров», на бортах которых установлены идентичные пластинки с посланием инопланетному разуму, станция «Луна-10» передала послание на Землю. По радиоканалу во время XXIII съезда КПСС с борта спутника «Луна-10» прозвучала мелодия «Интернационала», гимн коммунистических партий.

Исчерпав заряд химических батарей, 30 мая 1966 года автоматическая межпланетная станция «Луна-10» упала на поверхность Луны, навсегда оставшись первым в истории искусственным спутником Луны.

Источники:

Луна-10. Википедия

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. 1966 ГОД – ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЛУНЫ. Роскосмос

Космическая гонка: 55 лет назад на орбиту вышел искусственный спутник «Луна-10». Мир24