Большое скопление западноевропейских ножей и деталей огнестрельного оружия Нового времени обнаружили сотрудники Архангельского отряда Северной экспедиции ИА РАН при раскопках на территории Гостиного двора Архангельска. Это очень крупная находка: археологи собрали 1345 отдельных предметов и их фрагментов, а также 45 конгломератов оплавленных изделий. Все они были найдены в слое пожара, уничтожившего в 1667 году ранний, деревянный Гостиный двор, построенный в 80-х годах XVI века. На сегодняшний день это единственная находка, по которой можно судить о времени, объемах поставок и моделях западноевропейских ножей и оружия, поступающих в Московское царство через порт Архангельска.

Нож из Архангельска. Источник: ИА РАН

Нож из Архангельска. Источник: ИА РАН

 

«Найденные предметы можно предварительно датировать первой половиной XVII века. Это первая в Архангельске крупная находка оружия огневого боя и партии ножей, предназначенных для продажи, полученная благодаря спасательным археологическим исследованиям. Находка является как самостоятельным археологическим источником, так и яркой иллюстрацией жизни Гостиного двора Архангельского города, связанного с международными торговыми отношениями между Московским царством и странами Европы в конце XVI–XVII века», – сказал Александр Суворов, начальник Северной экспедиции Института археологии РАН.

 

Строительство Гостиного двора

В конце XVI века после Ливонской войны Московское царство потеряло Ивангород и осталось без возможности выхода в Балтийское море. Прямая морская торговля со странами Северной Европы стала невозможна. Чтобы заменить утерянные порты и объединить под властью государства торговые потоки в Европу через Белое море, в 1584 году на мысе Пур-Наволок в дельте Северной Двины, недалеко от Михайло-Архангельского монастыря, по указу Ивана Грозного была построена крепость, ставшая впоследствии историческим ядром города Архангельска. Сразу же после постройки крепости, в 1585 году, было начато сооружение торгово-таможенного центра – деревянного Гостиного двора.

Самое раннее упоминание о состоянии и конструкции Гостиного двора дошло до нас в записках французского мореплавателя Жана Соважа из Дьепа, побывавшего на месте «города Св. Михаила Архангела» в 1586 году: «Когда мы стали на якорь и наши купцы дали сведения о товарах, мы выгрузили наш товар перед зáмком, который представляет собой большую загородку, сделанную из бревен, в виде стен, и в нем с восемьдесят или до сотни домов, в которых приезжие купцы хранят свои товары, и всё запирается ключом, вместе с другим зáмком – для туземных купцов, который отделен, хоть и вместе с первым».

Деревянный Гостиный двор, разделенный на две части – русскую и немецкую, – просуществовал до 1667 года и полностью сгорел в одном из самых больших пожаров в Архангельске. Позже Гостиный двор был восстановлен уже из камня. Его здания частично сносились, многократно перестраивались и сохранились до наших дней.

 

375 лет спустя

Первые археологические исследования на территории Гостиного двора провел отряд Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР под руководством О.В. Овсянникова в 1981, 1984 и 1991 годах. Эти работы дали первое представление об особенностях фундаментов каменного Гостиного двора и состоянии культурного слоя. Археологи собрали коллекцию находок XVI–XVIII веков и обнаружили остатки поврежденных огнем деревянных конструкций XVI–XVII веков, которые, вероятно, были следами раннего, построенного в 1585 году деревянного Гостиного двора. Последующие археологические исследования на этом месте провели сотрудники Архангельского областного краеведческого музея под руководством А.Г. Едовина в 2007–2010 годах.

В 2024 году перед строительством административного здания на Воскресенской улице начались спасательные археологические раскопки, которые провели специалисты Института археологии РАН. Площадь работ составила около 200 квадратных метров, а культурный слой достигал 1,7 метра. 

В центре изучаемого участка, под деревянным мощением из досок, плах и балок, в слое щепы с угольно-золистыми линзами археологи обнаружили фрагменты западноевропейских ножей, как отдельные, так и сбившиеся в оплавленные скопления. Местонахождение этих находок, их расположение в слое угля, следы воздействия высокой температуры, как полагают ученые, могут свидетельствовать о том, что все эти изделия побывали в масштабном пожаре 1667 года.

Новые археологические исследования и пожар, уничтоживший деревянный Гостиный двор, разделяют 357 лет.

Вверху: место нахождения скопления западноевропейских ножей с клеймами.Внизу: процесс камеральной обработки ножей. Источник: ИА РАН

Вверху: место нахождения скопления западноевропейских ножей с клеймами.
Внизу: процесс камеральной обработки ножей. Источник: ИА РАН

 

 

«Стырские, чацкие, свицкие и угорские»

Найденные фрагменты относятся к ножам с пластинчатыми рукоятками. На месте перехода от клинка к черенку, как правило, находится клеймо, а сам переход выглядит как резкий уступ со стороны лезвия. Длина и ширина клинка у ножей разные, спинка клинка прямая, линия лезвия на острие приподнимается к спинке. У отдельных экземпляров встречаются выступающие шпеньки место установки накладки затыльника рукояти. Также встречаются следы заклепок для крепления накладки, а на месте перехода от черенка к клинку заметны следы ограничителя из цветного металла.

Подобные изделия были распространены в городах Московского царства: археологи находят их в слоях позднего Средневековья и Нового времени. В частности, похожие ножи были найдены во время раскопок в Зарядье (г. Москва). Их появление на Руси связывают с поставками из стран Европы.

О том, как выглядели эти ножи, сохранились лишь небольшие упоминания. Одно из них приводит Н.И. Костомаров: «Ножи привозились в Архангельск стырские, с желтыми черенками, чацкие (датские) с черными черенками, свицкие (шведские) разно сторонние: одна сторона сандальная, другая – белая и угорские; ножи считались в оптовой продаже парами, десятками пар, сотнями пар. Они были разной величины».

Чем же были привлекательны ножи из Европы? Технологически импортные ножи не отличались от предметов, изготовленных в Московской Руси, и, как полагают исследователи, привлекали русских покупателей прежде всего необычным видом и декором рукоятей.

 

 Карабин и пистоль

В ходе разбора культурных напластований, кроме скопления ножей, археологи также нашли детали оружия огневого боя, расположенные парами: оружейный ствол и замок. Расстояние между парами составляло около полуметра.

Первая пара состояла из ствола карабина (короткое ружье), восьмигранного у казенной части и круглого у дульного среза, с крепежным винтом и двумя крепежными проушинами с отверстиями, и из ударно-кремневого замка с кремнем трапециевидной формы. На стволе карабина у дульного среза находятся изображение цветка и нечитаемая надпись.

Вторая пара находок – это пистольный ствол, восьмигранный у казенной части и круглый у дульного среза, с двумя проушинами с отверстиями, с утолщением у дульного среза и колесцовым замком с кремнем. На стволе пистоля у казенной части хорошо виден геометрический орнамент со звездой и полумесяцем.

Как отмечают ученые, торговля в Гостином дворе в Архангельске конца XVI–XVII века носила стратегический характер. Бóльшая часть поставляемых импортных товаров имела конечного потребителя в среде элит либо удовлетворяла потребности государства в предметах, отсутствующих на рынке внутри страны или производящихся в недостаточном количестве. Одной из таких категорий изделий являлось огнестрельное оружие.

Ствол карабина и фрагмент декора на стволе. Источник: ИА РАН

Ствол карабина и фрагмент декора на стволе. Источник: ИА РАН

 

«Уникальность находки 2024 года связана не только с беспрецедентным количеством найденных предметов, но и с контекстом их нахождения на территории Гостиного двора. Известно, что ножи поставлялись из западноевропейских мастерских морским путем на кораблях. Бочки с этим грузом доставлялись в Архангельск и далее по Северной Двине и Сухоне достигали Вологды, основного внутреннего транспортного узла Беломорского торгового пути, откуда поставлялись в Москву и расходились по городам Московской Руси. На сегодняшний день это первая и пока единственная находка, документирующая поставки западноевропейских ножей», – отметил Максим Чирков, младший научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия ИА РАН.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Института археологии РАН

Источник фото: Институт археологии РАН