Доктор Пилар Диас-Суарез (Pilar Dies-Suarez) и ее коллеги из Детской клинической больницы Мексики имени Федерико Гомеса установили, что занятия музыкой способствуют образованию множества новых связей в мозгу детей младшего возраста. Ученые считают, что такие упражнения могут рассматриваться в качестве метода профилактики и лечения синдрома дефицита внимания, гиперактивности и даже аутизма. О результатах исследования рассказывает пресс-релиз Радиологического общества Северной Америки (RSNA).

Авторы проекта наблюдали 23 здоровых ребенка в возрасте от пяти до шести лет, которые не имеют в анамнезе каких-либо нервных расстройств. Для эксперимента было значимо и то, что испытуемые никогда прежде не брали уроки музыки.

Ученые сканировали в динамике мозг детей инновационным методом диффузной магнитно-резонансной томографии (DTI), которая позволяет идентифицировать микроструктурные изменения в белом веществе. Оно состоит из миллионов нервных волокон, называемых аксонами, которые действуют как кабели, соединяющие различные области мозга друг с другом.

DTI-визуализация позволяет увидеть перемещение внеклеточных молекул воды вдоль аксонов. В здоровом белом веществе их движение довольно однородно и имеет высокий показатель долевой анизотропии (ДА). Когда же оно носит случайный характер и уменьшаются значения ДА, это говорит о наличии патологии.

В течение жизни мозг устанавливает новые связи между двигательной, слуховой и другими областями, которые появляются за счет различных познавательных занятий, в том числе занятий музыкой. Предыдущие исследования показали связь между некоторыми неврологическими заболеваниями и уменьшением объема белого вещества в лобной коре головного мозга.

Повторное сканирование мозга детей по прошествии девяти месяцев с начала занятий музыкой показало увеличение ДА и длины аксонов в различных областях мозга, что особо примечательно, в мозолистом теле — зоне, соединяющей полушария.

«Занятия музыкой сопряжены с решением комплексных задачи. Музицирование предполагает слуховую, двигательную, познавательную и эмоциональную активность, а также использование социальных навыков. Все это активирует различные области мозга. Полученные результаты могут быть объяснены необходимостью создания новых связей между двумя полушариями головного мозга», — сказала доктор Диас-Суарез.

Название изображения

[На фото — снимки мозга в различных проекциях: до занятий музыкой (A, B, C) и те же зоны после систематических занятий в течение девяти месяцев (а, b, c) / Radiological Society of North America].