В случае крушения самолета поможет вряд ли, но от травм при резких маневрах или жесткой тряске убережет – летчики начали использовать шлемы на самой заре авиации. За первые модели взяли кожаные шлемы, которые использовали автомобилисты. Со временем, когда самолеты начали появляться на фронтах сначала Первой, а потом Второй Мировой войн, когда самолеты начали подниматься выше, туда, где не хватает кислорода, когда потребовалась непрерывная связь с «землей» летные шлемы совершенствовали.
Наушники, подключение к кислородным баллонам, информация о состоянии самолета на визоре, и даже виртуальная реальность в реальном полете – фактически, сегодня летчики в полете используют полноценный компьютер – совсем не то, что образцы начала ХХ века.
Защитить голову пилота, например, во время посадок, которые на заре самолетостроения были сильно жестче, чем сейчас – и из-за конструкции самолетов, и из-за менее ровных посадочных полос – было основной задачей летных шлемов. Хотя и материалы были гораздо менее прочными и легкими – кожа, ткань и дерево, в том числе пробковое. Именно пробковые шлемы были популярны во времена Первой Мировой войны.
Тонкую внутреннюю тулью шлема с козырьком образца 1914-1915 годов делали из пробки. Изнутри обивали стеганой ватой и обклеивали хлопчатобумажной тканью. Верхнюю часть шлема, на которую приходился основной удар в случае аварии, тоже делали из пробки, но более толстой, а снаружи обклеивали толстой тканью или кожей. Пустоту между частями шлема заполняли, по разным данным, опилками или тонкой железной стружкой. Первые летные шлемы только защищали уши от громких звуков и ветра – связи с небом еще не было. А чтобы не лишать пилотов слуха полностью, в тех частях шлемов, которые закрывали уши, делали отверстия. В середине 1920-х годов появились первые средства авиационной связи, в шлемы летчиков начали устанавливать наушники и микрофоны, а название головного убора сменилось на «шлемофон».
Сегодня их можно часто видеть в военных фильмах: кожаные, плотно прилегающие к голове шлемы с наушниками. Тесемки по бокам удерживали летные очки, зимние варианты утепляли мехом, а летние могли полностью быть сшиты из ткани. Советские шлемофоны были практически полной копией немецких вариантов, за годы войны они стали настолько популярны, что их использовали и до 50-х годов. Появлялись обновленные версии, но общий дизайн практически не менялся – добавляли новые лямки, например, для крепления кислородных масок, устанавливали металлические застежки, меняли варианты подкладок.
Кожаные шлемофоны стали основой для нового поколения защитных шлемов, которые начали выпускать с 60-х годов для пилотов реактивных самолетов того времени. Увеличение скорости подталкивало к более высокому уровню защиты, который требовался, в том числе, во время катапультирования. ЗШ-3 стал одним из первых шлемов, визуально напоминающим современные устройства, хотя фактически, это было отдельная каска с откидными щитками и светофильтром, который опускался вручную при необходимости. А под каску надевался шлемофон, общий вид которого практически не изменился со времен Второй Мировой войны.
ЗШ-5 уже выпускали в виде единого изделия, без отдельного подшлемника, а светофильтр опускался автоматически во время катапультирования. Эта модель остается популярной в странах третьего мира, которые закупали самолеты и снаряжение для пилотов у Советского Союза.
Летные шлемы советского выпуска уже похожи на современные устройства, хотя нынешняя электронная начинка в разы обгоняет предшественников.
В шлемы начали устанавливать системы целеуказания. Первые разработки появились тоже во времена Советского Союза, в 80-х годах. Устройство, прикрепленное к шлему, создает оптическую иллюзию прицела, датчики на шлеме следят за поворотами головы. Зафиксировать воздушную цель можно даже в том случае, если она находится за пределами целеуказателя самолета на лобовом стекле, нет необходимости разворачивать машину, достаточно посмотреть на точку, которую нужно захватить. А вслед за головой пилота разворачивается и головка самонаведения ракеты.
В современных шлемах используют системы ночного видения, дальномеры и тепловизоры. А на экран перед глазами, при необходимости, выводится вся информация о полете – такие системы начали выпускать после того как совместили индикаторы на лобовом стекле самолета и нашлемные целеуказатели. Максимально комфортная для пилотов система, которая четко передает изображение окружения в любую погоду с возможностью его увеличить и уменьшить, распознает своих и чужих, захватывает и удерживает цели, получила название «Божий глаз».
Эта система работает через инфракрасные камеры, установленные на фюзеляже самолета. Информация с датчиков передается на бортовой компьютер самолета, который объединяет все данные в единую систему и выводит на экран перед глазами пилота. Даже посмотрев на пол кабины, пилот видит «сквозь» нее.
Это дорогая система – шлемы подгоняют под пилотов индивидуально, учитывая форму головы и лица. Одно устройство стоит до 400 тысяч долларов, из-за сложности изготовления и цены они пока не получили широкого распространения. Хотя и банальные наушники с микрофоном, которые позволили общаться пилотам с «землей» тоже когда-то, в первой половине ХХ века, были роскошью.
По материалам из открытых источников
Фото: choreograph / ru.123rf.com