0 комментариев 521

Выявлено как половое различие животных влияет на иммунный ответ при воспалениях

Биолог из РУДН Анна Косырева впервые описала различия иммунного ответа на инфекционно-воспалительные заболевания у мышей в препубертатном возрасте в зависимости от их пола

Доктор биологических наук и доцент кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии РУДН, Анна Косырева: «Изучение особенностей иммунного ответа у препубертатных животных может способствовать разработке более эффективной иммунотерапии и минимизации побочных эффектов вакцинации детей. Поэтому мы решили исследовать половые различия в воспалительном ответе у препубертатных мышей».

Биологи смоделировали септический шок, который обычно возникает как осложнение при инфекционно-воспалительных заболеваниях. У всех мышат до и после инъекции замерили уровень половых гормонов - эстрадиола и тестостерона. Также, ученые замерили уровень кортикостероидов, которые производятся в коре надпочечников. Было выявлено, что в иммунном ответе на инъекцию статистически значимых различий в уровне половых гормонов для мышат женского и мужского пола нет.

Тем не менее, по итогам исследования было выявлено, что более тяжелые осложнения получили самцы. Смертность среди детенышей показала 17% для самок, и 56% для самцов. С учетом того, что объяснить это различиями в половых гормонах нельзя, ученые предположили, что дело в X-хромосоме, в которой содержатся гены иммунного ответа. В X-хромосоме моделируется синтез медиаторов воспаления – за них отвечает группа белков NF-kB.

У особей женского пола две X-хромосомы – от матери и от отца. Определять синтез медиаторов воспаления будет та хромосома, где гены, отвечающие за белок NF-kB, более доминантные. В мужском организме всего одна X-хромосома – от матери, поэтому у него такого выбора нет. Женскому организму это дает возможность более эффективного иммунного ответа при заражении.

«Таким образом, в литературе отсутствуют данные о половых различиях иммунной системы животных и человека в препубертатный период. В нашей работе мы впервые выявили наличие половых различий воспалительных реакций детенышей. Дальнейшие исследования требуют выявления механизмов, определяющих половые различия в воспалительных и иммунных реакциях у препубертатных животных с целью разработки более эффективной иммунотерапии и минимизации побочных эффектов вакцинации детей» - говорится в исследовании.

Исследование: https://www.nature.com/articles/s41598-020-72537-y