Физики и невропатологи из Технического университета Мюнхена вместе с судебно-медицинскими экспертам Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (LMU) и группой экспертов из Исследовательского источника нейтронов Хайнца Майера-Лейбница (FRM II) разработали метод, который можно использовать, чтобы точно оценить, как распределяются молекулы лития в мозге человека. Ученые надеются, что их выводы помогут усовершенствовать терапию депрессивного расстройства, а также лучше понять физиологические процессы, связанные с депрессией, сообщает пресс-служба Технического университета Мюнхена. Результаты работы появились в журнале Scientific Reports.

Литий знаком многим из нас по аккумуляторным батареям. Также – хоть мы можем об этом и не знать – большинство людей ежедневно употребляют литий с питьевой водой. В гораздо более высоких концентрациях соли лития десятилетиями использовались для лечения мании и депрессивных расстройств. Однако точная роль лития в мозге до сих пор неизвестна.

В данном исследовании ученые рассмотрели мозг пациента с суицидальными наклонностями и сравнили его с мозгами двух здоровых людей. Исследователи смотрели, как соотносятся концентрация лития в белом веществе мозга к концентраци  лития в сером веществе мозга.

Чтобы определить, в каких участках мозга присутствует литий, исследователи проанализировали 150 образцов из различных областей мозга – например, тех областей, которые предположительно отвечают за обработку чувств. На приборе FRM II Prompt Gamma-Ray Activation Analysis (PGAA) исследователи облучали тонкие срезы мозга нейтронами.

«Один изотоп лития особенно хорошо улавливает нейтроны; затем он распадается на атом гелия и атом трития», – объясняет доктор Роман Гернхойзер из Центральной технологической лаборатории физического факультета Технического университета Мюнхена. Два продукта распада улавливаются детекторами перед образцом и за ним и, таким образом, предоставляют информацию о том, где именно в отделе мозга находится литий.

Поскольку концентрация лития в головном мозге обычно очень низкая, этот элемент очень трудно заметить. До сих пор было невозможно было обнаружить такие маленькие следы лития в головном мозге, отмечают ученые. В данном исследовании с использованием нейтронов образцы не разрушались, поэтому ученые могут повторно исследовать их несколько раз в течение более длительного периода времени.

[Фото: WENZEL SCHUERMANN / TUM]