Джулиэн Камински (Juliane Kaminski) и ее коллеги из Портсмутского университета, Великобритания, изучили мимику собак. Оказалось, что у этих животных действительно бывают определенные выражения лица при взаимодействии с людьми, например, когда они делают большие глаза и высовывают языки. Подробно о своих наблюдениях ученые рассказали в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Большинство видов млекопитающих используют мимику. Исторически выражения лиц, вернее, морд, животного считались негибкими и непроизвольными проявлениями эмоциональных состояний, а не активными попытками общаться с другими. Однако ученые задались вопросом, насколько собачья мимика подвержена влиянию возбуждающих стимулов (например, пищи).

В ходе экспериментов человек либо обращал внимание на собак, либо отворачивался, а также либо давал пищу, либо нет. Наблюдения показали, что мимика животных была куда более подвижной, когда человек был внимателен. Однако еда, однако, будучи не социальным, но возбуждающим стимулом, не влияла на поведение собак.

Из этого был сделан вывод, что собаки чувствительны к внимательности со стороны человека и это влияет на их мимику, что предполагает, что выражение на собачьей морде — это скорее потенциально активные попытки общаться с другими.

Впрочем, осталось непонятным, насколько сознательно собаки принимают умилительный вид, т.е. пытаются ли они нами манипулировать, но в любом случае стало ясно, что выражения морд, так сказать, — это не побочный продукт счастья или волнения. Похоже, лучший друг человека действительно чувствителен к человеческому вниманию, и результатом часто становятся хорошо известные неотразимые «щенячьи глаза».