Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 693

Триада "наука-образование-промышленность". ВУЗПРОМЭКСПО-2020

Триада "наука-образование-промышленность". ВУЗПРОМЭКСПО-2020
Дискуссия «Национальные проекты – как инструмент преодоления глобальных вызовов и драйвер развития» прошла 11 декабря 2020 года на выставке “ВУЗПРОМЭКСПО-2020”

10-11 декабря 2020 года прошла VII ежегодная национальная выставка “ВУЗПРОМЭКСПО-2020”. Основной повесткой форума стало обсуждение кооперации между наукой, бизнесом и образованием. В мероприятии приняло участие множество ВУЗов из разных регионов страны, были представлены уникальные технические экспонаты, и был проведен ряд экспертных обсуждений тем, связанных с основной проблематикой выставки.

Одним из громких мероприятий в рамках выставки стала дискуссия «Национальные проекты как инструмент преодоления глобальных вызовов и драйвер развития». В ней приняли участие ректор РХТУ Александр Мажуга, глава администрации республики Башкортостан Александр Сидякин, проектный директор НОЦ «Инженерия будущего» Денис Гусев, Дмитрий Огородцев, директор компании «ОКАПОЛ», Евгений Сжёнов – научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», а также Екатерина Журавлева – начальник управления науки департамента внутренней кадровой политики Белгородской области. 

Эксперты обсудили вопросы, связанные с подготовкой профессиональных кадров для промышленности, запросами и направлениями работы индустрии, а также связь в триаде "наука-образование-промышленность". 

Один из спикеров, ректор Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева Александр Мажуга отметил важность поднятых тем. «Тема, которую мы обсуждаем, очень важная и очень нужная, - сказал он. - Последние лет 5-6 мы активно начали обсуждать взаимодействие  высшего образования, бизнеса, промышленности и индустрии».

На вопрос о сотрудничестве бизнеса и образования ректор ответил достаточно однозначно. По его мнению, чтобы у представителей промышленности и представителей образования не возникало конфликтов, индустрия должна принимать участие в разработке образовательных программ. «Предприятия должны приходить в вузы, чтобы вносить образовательный элемент. Мы должны совместно разрабатывать образовательные программы. Бизнес должен понимать, что вложившись в образование студента на университетской скамье, он потом получит специалиста, которого не надо переучивать, - подчеркнул Мажуга. -  Университет с бизнесом должны активно взаимодействовать. Бизнес не должен ждать, что университеты сделают для него готового специалиста, бизнес тоже должен в этом участвовать».  

Кроме того, эксперт призвал обратить внимание на то, что в новом нацпроекте наука и университеты объединены. По его словам, наука и образование – неразделимые социальные институты, где вузы – поставщик кадров и только с кадровым обеспечением возможна успешная реализация крупных проектов. Мажуга отметил, что в образование нужно внести определенные изменения. «Стратегия в образовании тоже должна меняться. Преподаватель должен быть наставником и ученым, он должен больше внимание уделять научно-исследовательской работе», - рассказал ректор РХТУ. Такую стратегию он объяснил тем, что студенты смогут стать настоящими специалистами только тогда, когда они по-настоящему вовлечены в научный процесс, а обеспечить эту вовлеченность – задача преподавателя. «Задача нацпроекта – сделать так, чтобы каждый ученый, каждый преподаватель почувствовал свою необходимость. Без развития науки невозможно наше дальнейшее существование. Какова наука – такова и наша жизнь», - подчеркнул спикер.

Денис Гусев в своем выступлении отметил, что проект НОЦ ориентирован на потребности индустриальных партнеров: «Прикладная наука дает тот результат, который ожидают индустриальные партнеры. Собственно говоря, тут задача состоит в том, чтобы сориентироваться на те вызовы, которые есть, и не забыть про то, что индустриальный партнер диктует ту позицию, которая востребована на рынке».

По его словам, в этом вопросе прикладная наука должна играть ведущую роль. Но это невозможно без разработок фундаментальной науки, на которых базируется прикладная наука. Соответственно, без развития фундаментальной науки невозможно добиться интенсивного развития.

Особое внимание Гусев уделил инженерному образованию в России. Здесь, по словам эксперта, наука должна давать студенту больше, чем от него требует промышленность. Речь идет о технологическом предпринимательстве. «Сейчас немаловажно не просто научить нарисовать что-то, а уметь об этом рассказать. По сути, уметь продать себя со своей идеей. Способ продавания – технологическое предпринимательство должно быть в каждой отрасли, это способ реализации всех профессий», - подчеркнул Гусев.

Представитель промышленности Дмитрий Огородцев выделил проблему коммуникаций в вопросе взаимодействия бизнеса и науки. «Нам, как промышленникам, хотелось бы высокотехнологичных продуктов для бизнеса, но мы не можем себе это позволить, потому что отсутствуют кадры в самом начале цепочки производства», - отметил он. НОЦ для представителей промышленности стал инструментом, превратившим административные барьеры в административные трамплины, которые позволяют индустрии начать общаться с наукой.

По его словам, проблему нехватки профессиональных кадров нужно решать еще на этапе среднего образования, занимаясь профориентацией школьников. «Нельзя сделать цепочку крепче, делая только одно звено крепче. Мы говорим о том, что студенты нужны промышленникам, студенты нужны обществу, они некая точка роста, где появляются новые идеи, - сказал Огородцев. - Я считаю, что это проблему образования нужно начинать с момента профориентации».

Фото: ПНИПУ.

дискуссия наука образование промышленность форум вузпромэкспо 2020

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.