Вспышки на раннем Солнце помогли зарождению жизни на Земле

Активность молодого Солнца и постоянные выбросы вещества с его поверхности послужили стартом для большинства химических реакций на Земле и в итоге помогли зарождению жизни.

Владимир Айрапетян, специалист Центра космических полётов НАСА (США), и его коллеги из исследовательских лабораторий НАСА выяснили, что сегодняшнее поведение Солнца и его воздействие на Землю значительно отличается от поведения звезды во время зарождения Солнечной системы. Это отличие сыграло огромную роль для развития нашей планеты, считают авторы работы — мощная бомбардировка поверхности Земли солнечными частицами, инициированная гигантскими выбросами энергии, послужила запуском целой серии химических реакций на планете и, в конечном итоге, формированию жизненно важных элементов. Статья опубликована в журнале Nature Geoscience.

Специалисты продвинулись в решении вопроса, связанного с ролью Солнца в жизни новоиспеченной Земли, и выяснили, что возникновение на планете биологически важной воды — следствие крайней активности молодой звезды. Исследователи воспользовались информацией с астрономического спутника «Кеплер», который занят поиском экзопланет и звезд, вокруг которых они обитают. На примерах чужих звезд ученым удалось более детально изучить историю самого Солнца.

Главное отличие молодого Солнца от современного — это интенсивность его радиоактивного излучения и частота солнечных вспышек. Известно, что излучение молодой звезды составляло около 70% от нынешнего. Этого было недостаточно для формирования парниковых газов и, как следствие, воды на планете. Свою роль сыграли солнечные вспышки, которые, наоборот, возникали намного чаще и были гораздо интенсивнее, чем сейчас. Ученые сообщают, что вспышки, направленные в сторону Земли на этапе формирования ее атмосферы, возникали практически каждый день. Это позволяло частицам высокой энергии прорываться сквозь магнитное поле планеты и непрерывно бомбардировать поверхность.

Усиленный поток частиц разбивал молекулы азота (они составляли большую часть атмосферы Земли) на крайне активные атомы, которые впоследствии вступали в реакцию с остальными элементами в атмосфере, включая окись углерода, углекислоту, воду, метан, аммиак и прочие. Одними из продуктов таких реакций стали циановодород и закись азота. Последняя известна как мощный парниковый газ, необходимый для формирования воды. С возникновением воды, зарождение и эволюция всего живого приобрели особый размах и темп.

В ходе исследования ученые выяснили, сколь огромную роль древние солнечные бури сыграли в развитии нашей планеты. До этого момента, вспышки не рассматривались как одни из родоначальников всего живого. Однако сейчас стало ясно, что именно они помогли сформировать на поверхности комфортную температуру и послужили одной из причин для зарождения «химического коктейля» в атмосфере, ставшего началом жизни на Земле.

Специалисты высоко оценивают данное исследование еще и потому, что разгадка взаимодействия Солнца с нашей планетой будет в дальнейшем помогать им с большим успехом изучать экзопланеты и их собственные звезды.

Стоит, впрочем, рассмотреть вспышки и с другой стороны: ранее портал Научная Россия писал о том, как одна сверхмощная солнечная вспышка может поставить под угрозу жизнь всей Земли.

вспышки на солнце закись азота зарождение жизни телескоп кеплер циановодород