Бабочка, размах крыльев которой достигает до 12 сантиметров, может преодолеть расстояние в 25 километров. Поэтому высока скорость распространения вредителя. Внести вклад в спасение пальм на частных или арендованных территориях могут жители курорта. Проведение профилактических опрыскиваний будет эффективно до середины августа.
– На сегодняшний день, как показывает опыт защиты пальм, на тех объектах, где ведётся регулярная обработка, пальмы сохраняют свою жизнеспособность и высокую декоративность. Также есть положительный опыт, что регулярные пропитки стволов инсектицидами (раз в полтора месяца) привели к полному излечению растений. Но профилактические опрыскивания в течение лета необходимы и вылеченным пальмам, – рассказала главный специалист отдела защиты растений ФИЦ СНЦ РАН доктор биологических наук Наталья Карпун.
Пальмовый мотылёк (он же – пальмовая огнёвка, пальмовый бурильщик, уругвайская огнёвка) – это новый инвазивный для России вид насекомых-вредителей. Впервые он был обнаружен в 2014 году на привезённых из Италии китайских веерных пальмах. Сегодня очаги распространения охватывают весь Адлерский и Хостинский районы, местами встречаются в Центральном и Лазаревском районах.
Биологией и разработкой системы защиты с пальмовым мотыльком специалисты Субтропического научного центра РАН занимаются последние шесть лет. Учёными были написаны и опубликованы рекомендации по выявлению признаков заселения пальм и организации системы борьбы с вредителем, установлены симптомы (внешние признаки), на основании которых можно принять решение о необходимости обработки пальмы или её сноса.
Эксперты полагают, что восстановление пальмы возможно, если на ней повреждены от одного до трёх-пяти листьев. Но если погибли центральные листья в розетке – пальма восстановлению не подлежит. Её надо оперативно удалить и уничтожить личинки (путем сжигания или дробления ствола). Даже в срубленной пальме они могут развиваться до девяти месяцев.
– Очень важно синхронизировать основные защитные мероприятия с циклом развития насекомого – яйцо, гусеница, куколка и сама бабочка, которую мы сейчас можем наблюдать. Самая опасная стадия для растения — гусеница, которая живёт скрытно, незаметно. Обнаружить её можно только по косвенным признакам, например, по кроговым перфорациям на листьях. Пропитка стволов и внутристволовые инъекции эффективны тогда, когда внутри пальмы есть личинки. Профилактическую обработку путем опрыскивания основания кроны и верхней части ствола применяют только во время лёта вредителя. Важно понимать, что пальмовый мотылёк заселяет все виды пальм на курорте – ни один вид не обладает устойчивостью, – дополнила Наталья Карпун.
Более подробную информацию и (или) консультацию о борьбе с различными насекомыми-вредителями можно получить в отделе защиты растений Субтропического научного центра РАН по электронной почте karpun@vniisubtrop.ru.
Напомним, что в апреле 2020 года в Хостинском районе при содействии депутата Законодательного Собрания Краснодарского края Виктора Теплякова стартовал эксперимент, в рамках которого оцениваются три основных метода борьбы с пальмовым мотыльком, существующих в мировой практике. Это обработка препаратом на основе энтомопатогенных нематод, пропитка ствола химическим инсектицидом и внутристволовая инъекция инсектицида.
Все методы являются достаточно эффективными. Обработка пальм путём пропитки ствола наиболее популярна не только в Сочи, но и за рубежом. Ствол пропитывается специальным раствором химического препарата методом крупнокапельного прокапывания. Повреждённые пальмы хорошо принимают растворы препаратов, но для полного излечения требуется регулярность – минимум три (а в идеале шесть) обработки в год.
Метод внутристволового инъектирования наиболее актуален, например, для учреждений здравоохранения, образования, для прибрежных территорий, поскольку химический препарат остаётся внутри ствола и не попадает в окружающую среду. Инъекции рекомендуется делать один раз в два месяца.
Обработка энтомопатогенными нематодами также требует не только регулярности, но и соблюдения определенных погодных условий для сохранения активности нематод. Это наиболее экологически безопасный метод борьбы с пальмовым мотыльком.