Коллектив специалистов из НИЦ «Курчатовский институт», Института биоорганической химии РАН и Тимирязевской академии обнаружили и исследовали вирус, который способен защищать сою от бактерий рода Pseudomonas. Инфекции, возбуждаемые этими бактериями, могут снижать урожайность вдвое, поскольку вызывают у растений ожоги. Теперь, чтобы справиться с ними, будет достаточно просто опрыскать семена.

Бактериальный ожог, вызываемый Pseudomonas, выглядит как белые или желтые пятна на листьях и стебле сои. Заражение растения бактериями происходит еще на стадии семени, но развивается болезнь только при благоприятных для микробов условиях. Чтобы справиться с ней еще до того, как соя начнет расти, ученые прибегли к «помощи» вирусов-бактериофагов, то есть заражающих именно Pseudomonas.

«Наша лаборатория давно занимается этой тематикой. Это перспективное направление в биологической защите растений. Есть бактерии, которые поражают растения. И у них есть собственные вирусы, которые, если правильно их использовать, могут сильно помочь в борьбе с возбудителями инфекций», — отметил в разговоре с «Известиями» главный научный сотрудник лаборатории молекулярной биоинженерии Института биоорганической химии Константин Мирошников.

Эффективность использования вирусов уже удалось подтвердить экспериментально. Ученые выяснили, что наилучшего эффекта можно добиться, опрыскивая зараженные бактериями семена. В этом случае вирусы не дают болезни проникнуть в растение еще до того, как оно вырастет. Кроме того, вирусы оказались полезнее антибиотиков, ведь вторые уничтожают как вредные, так и полезные микроорганизмы. Для человека же вирусы-бактериофаги не опасны — они, в отличие от антибиотиков, просто разлагаются, если не находят Pseudomonas.

Источник фото на странице: Kelly Sikkema on Unsplash