Материалы портала «Научная Россия»

Программа кандидата в президенты РАН Е.Н. КАБЛОВА "Вернем Российской академии наук статус высшего научного учреждения страны

Программа кандидата в президенты РАН Е.Н. КАБЛОВА "Вернем Российской академии наук статус высшего научного учреждения страны
ПРОГРАММНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ академика РАН Евгения Николаевича КАБЛОВА

Сейчас Российская академия наук находится в сложнейших условиях глубокого системного кризиса. Для выхода из
сложившейся ситуации необходимо ответить на самый главный вопрос - что нужно сделать?
Проработку мероприятий по преодолению кризиса следует начать с определения проблем, требующих немедленного решения:
• недостаточный уровень взаимодействия между Академией наук, ФАНО России и органами государственной власти;
• неопределенный статус Российской академии наук в системе государственного управления научно-техническим комплексом;
• неоптимальная схема финансирования научно-исследовательских работ, проводимых как институтами ФАНО, так и самой РАН; архаичная и малоэффективная модель управления Академии наук, не отвечающая возникающим перед российской фундаментальной наукой вызовам;
• низкая фондовооруженность, физическое и моральное устаревание приборной и технологической базы большинства институтов и, как следствие, - стремительная деградация их инфраструктуры;
• старение кадров, связанное с недостаточным уровнем подготовки научных, инженерных и педагогических кадров,
эмиграцией талантливой молодежи за рубеж;
• исчезновение проектов полного инновационного цикла с высоким уровнем готовности технологий вследствие разрушения
кооперационных связей между институтами РАН, Государственными научными центрами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, высшей школой и предприятиями реального сектора экономики;
• отсутствие в Российской академии наук системы управления результатами интеллектуальной деятельности, что приводит к неудовлетворительной защите Академией приоритетного права на результаты проведенных исследований;
• нерешенность социальных вопросов, приводящая к снижению в обществе престижа отечественной академической науки и отсутствию интереса у молодежи к работе в институтах РАН.

Решение данных проблем требует разработки и осуществления целого комплекса мер как в самой РАН, так и в ее взаимоотношениях с федеральными органами исполнительной власти, вузами, интегрированными структурами, научными центрами и институтами, средствами массовой информации. Ниже тезисно представлены основные положения, которые выработаны с учетом мнений научного сообщества, органов государственной власти и высшей школы.
1. Повышение уровня взаимодействия между Российской академией наук и органами государственной власти
Согласно ст. 16 ФЗ-253 «О Российской академии наук», РАН осуществляет только информационное взаимодействие с органами государственной власти (в части научной информации, в том числе аналитических и справочных материалов). Безусловно, подобный уровень взаимодействия является недостаточным и ведет к дальнейшему отрыву научного сообщества от выполнения задач в интересах социально-экономического развития страны, долгосрочного
научно-технологического прогноза и определения на его основе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также участия в общественно-политической и экономической жизни страны.
Необходимо создать (или правильнее - воссоздать) на базе Академии постоянно действующий межотраслевой орган, в состав которого должны войти представители РАН, ФАНО, органов исполнительной власти, в том числе и региональных, отраслевых институтов, ведущих университетов, крупного бизнеса, что позволит проводить скоординированную политику в области фундаментальных и поисковых научных исследований, направленных на достижение новых знаний с учетом обобщения результатов мировой науки в интересах долгосрочного научно-технологического развития государства,
осуществлять трансфер технологий и готовить высококвалифицированные научные кадры. Этот орган сможет (как ранее Комиссия по формированию Комплексной программы научно-технического прогресса под руководством вице-президента АН СССР В.А. Котельникова) проводить анализ перспектив мирового научно-технологического прогресса и вырабатывать рекомендации для органов государственной власти в части приоритетных направлений научно-технологической политики на долгосрочный период и путей их организационного и экономического обеспечения. Очевидно, что в условиях преимущественно бюджетного финансирования науки (пусть и в виде грантов) степень государственного регулирования
научно-технологической сферы, как в части выбора приоритетов, так и ответственности за продуктивное использование средств, должна быть более весомой и значимой.
Особое внимание следует уделить вопросам взаимодействия между РАН и ФАНО России. Отсутствие ряда нормативных актов, регламентирующих механизмы этого взаимодействия, привели к тому, что до сих пор не определены сферы ответственности между этими организациями.
Необходимо изменить принцип «двух ключей» следующим образом:
РАН и ее руководящие органы (Президиум, руководство отделений) несут ответственность за организацию и проведение научных исследований в институтах, подведомственных ФАНО, а также за распределение (в соответствии с определенными приоритетами) выделяемых на научно-исследовательские работы ассигнований в рамках программы фундаментальных и поисковых исследований, полное выполнение этих работ, своевременное обеспечение правовой охраны полученных результатов и трансфера этих результатов интеллектуальной деятельности. Тематика научных исследований, оценка
их эффективности и результативности, постановка задач институтам должны быть прерогативой РАН, а не ФАНО. С другой стороны, ФАНО должно решать вопросы административно-хозяйственного обеспечения, эффективного управления имуществом, обновления инфраструктуры, лабораторной и технологической базы. ФАНО необходимо разработать инвестиционную программу технологической модернизации академических институтов, для чего следует совместно с РАН разработать единый план закупки оборудования, в первую очередь высокотехнологичного и дорогостоящего, на ближайший и среднесрочный период в соответствии с разработанной Государственной программой фундаментальных и поисковых исследований в Российской Федерации. Повышение фондовооруженности институтов и центров коллективного пользования должно рассматриваться в качестве важнейшего приоритета Академии наук, для чего необходимо разработать и утвердить соответствующую Государственную программу.

Сложившаяся ситуация противостояния РАН и ФАНО недопустима, поскольку увеличивает разрыв между академическим сообществоми основной массой научных работников РАН. Деятельность ФАНО должна быть полностью интегрирована в работу РАН, для чего целесообразно включить руководителя ФАНО в состав Президиума РАН, а уполномоченных должностных лиц ФАНО - в составы Бюро и Президиумов отделений РАН. Также и в состав руководства ФАНО
необходимо включить одного или нескольких членов Президиума РАН (вице-президента и главного ученого секретаря Президиума РАН). Таким образом мы получим четкое функциональное разделение: управление научными исследованиями останется за научным сообществом, а административный аппарат станет осуществлять сугубо хозяйственное обеспечение, что полностью отвечает задачам реформирования Российской академии наук, которые ставились Президентом России. Необходимо разработать нормативно-правовой акт федерального уровня, регламентирующий статус, цели деятельности, функции и полномочия Российской академии наук, с подробным определением органов управления, принципов организации РАН, подотчетности, порядка взаимоотношений с органами государственной власти и иными организациями, порядка международной и внешнеэкономической деятельности. Закрепление за Российской академией наук ведущей роли (и ответственности) в организации научных исследований в стране позволит значительно ускорить перевод российской
экономики на инновационный путь развития на основе опережающего роста нового технологического уклада, привести расходы на НИОКР к необходимому уровню, восстановить престиж науки и обеспечить достойную оплату труда ученых.

2. Установление статуса и повышение роли Российской академии наук в системе государственного управления научно-технологическим комплексом страны

Для достижения целей и выполнения задач и функций, прописанных как в Уставе РАН, так и в ФЗ-253, необходимо принять следующие меры.

В части разработки предложений по формированию и реализации государственной научно-технологической политики:

Академия наук должна получить реальные и нормативно формализованные инструменты формирования и реализации государственной научно-технологической политики. На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 23 ноября 2016 года Президент Российской Федерации призвал выстроить современную систему управления научно-технологическим развитием с исключением дублирования проведения одних и тех же НИР и ОКР научными организациями различной ведомственной принадлежности. Эта задача может быть решена при помощи научного прогнозирования и планирования, в том числе и на долгосрочный период, как это было реализовано в советский период в
1972-1989 годах при разработке Комплексных программ научно-технического прогресса. РАН должна осуществлять подобную работу совместно с федеральными органами исполнительной власти и иными заинтересованными участниками.

Целью прогнозирования должно стать научное обоснование главных направлений долгосрочной научно-технологической и социально-экономической политики, обеспечивающей успешное решение экономических и социальных проблем, укрепление обороноспособности страны путем всесторонней интенсификации производства и рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов с проведением оценки последствий ее реализации.
Ключевой задачей при этом является разработка и повсеместное применение цифровых технологий.

В части проведения фундаментальных и поисковых научных исследований:

Российская академия наук должна обеспечить научное сопровождение Стратегии национальной безопасности и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Доктрины продовольственной безопасности и ряда других основополагающих документов, для чего следует разработать четкую и ясную программу социально-экономического, технологического и культурного развития, организуя и координируя выполнение не только фундаментальных, но и поисковых и прикладных исследований в рамках социально-экономического развития страны. Кроме того, Российская
академия наук должна проводить и развивать научные исследования, направленные на получение новых знаний о законах развития природы, общества и человека, необходимых для последующей практической реализации перспективных технологий, способствующих росту производительности труда и улучшению качества жизни в нашей стране, что должно стать основой для реализации Национальной технологической инициативы.

Особую роль в реализации долгосрочных стратегий развития России должны играть отделения Российской академии наук.

Необходимо предусмотреть самое широкое участие Академии наук в разработке Государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», а также в разработке и согласовании новой Государственной программы фундаментальных и поисковых исследований, в которых определяются скоординированные механизмы финансирования комплексных научно-технологических программ и проектов полного инновационного цикла. Для этого в кратчайшие
сроки нужно разработать, согласовать с органами государственной власти, государственными научными центрами, ведущими университетами, госкорпорациями и институтами развития и утвердить Государственную программу фундаментальных и поисковых исследований в Российской Федерации на долгосрочный период с четко определенными целями и задачами, соответствующими Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. В последующем эта Государственная программа позволит реализовать комплексные научно-технологические
программы и проекты полного инновационного цикла в области обеспечения безопасности, развития новых производственных технологий, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, а также иных направлений в рамках приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Кроме того, необходимо разработать долгосрочные Стратегии исследований для региональных и тематических отделений РАН, которые будут утверждаться совместным решением Президиума РАН и Минобрнауки России. В этих Стратегиях
следует определить мероприятия по трансферу результатов интеллектуальной деятельности, ключевых партнеров, финансовое обеспечение.

Особое внимание Российская академия наук должна обратить на обеспечение национальной безопасности, разрабатывая фундаментальные основы создания средств защиты и нападения, основанные на принципиально новых физических
принципах, проводя экспертную оценку разрабатываемых за рубежом систем вооружения и формируя новые подходы к отражению потенциальной угрозы.
Кроме того, Академия наук должна сотрудничать с органами военного управления по вопросам планирования, стратегического анализа и прогнозирования угроз.

В части экспертизы научно-технологических программ и проектов:

Академия наук должна не только реализовывать закрепленные законодательством, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 201Д года № 718, функции, но и получить право рассматривать любые программы и проекты, имеющие отношение к научной деятельности и инновациям, стать главным органом страны по экспертизе и сбору научной информации, «мозговым центром» России для предоставления аналитических материалов органам власти.

Кроме того, следует передать Академии наук полноценные экспертные функции и научный аудит проектов, выполняемых (даже частично) за счет государственного бюджета. Только независимая экспертиза со стороны РАН позволит оптимизировать расходование средств, выделяемых на научные исследования в государственных корпорациях, научных и исследовательских центрах.
Целесообразно проводить подобный научный аудит совместно с институтами ФАНО, государственными научными центрами Российской Федерации и ведущими университетами страны, обращая внимание в первую очередь на научную обоснованность и технологическую реализуемость программ и проектов.

Вышеперечисленное не является попыткой удовлетворить какие-либо академические амбиции или восстановить утраченный «статус-кво». Это лишь объективная констатация того, что РАН (оставаясь по статусу государственной) в настоящее время является единственной в стране организационно оформленной научной структурой, способной проводить всестороннюю и комплексную оценку крупных стратегических проектов, имеющих национальный масштаб и значение.

3. Оптимизация финансирования академической науки и модернизация инфраструктуры

Сложившаяся система выдачи госзаданий и финансирования институтов ФАНО требует кардинального пересмотра. Те субсидии, которые выделяются институтам, покрывают текущие расходы на содержание и выплату заработной платы согласно утвержденным нормативам.

В условиях ограниченности объемов бюджетного финансирования фундаментальной науки необходимо:

  1. Уточнить (вернее, скорректировать) государственные задания учреждений РАН с четко сформулированными приоритетными направлениями и финансированием на бюджетный период (не менее чем на 3 года (оптимально - 5 лет) с ежегодным отчетом, соответствующей оценкой и последующей корректировкой показателей государственного задания).

  2. Отойти от спорного подхода к определению размера финансового обеспечения государственного задания, заключающегося в том, что объем финансирования государственного задания должен покрывать так называемую базу для сохранения исследований по всем направлениям (содержание всей инфраструктуры).

  3. Высвободившиеся от уточнения объемов государственных заданий средства направить на поддержку молодых ученых, стипендии, молодежные гранты и поддержку групп ученых на конкурсной основе с широкой тематикой, определенной Президиумом РАН.

В условиях отсутствия прироста финансирования науки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации и с учетом необходимости исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 о достижении двукратного превышения средней заработной платы научного работника средней заработной платы по региону в 2018 году, следует увеличивать «числитель» в дроби по расчету заработной платы. Увеличение средней заработной платы путем сокращения ставок и перевода ученых на половину или четверть ставки не решит задачи роста достойного вознаграждения научных работников.

Вовлечение институтов РАН в хоздоговорную деятельность (или внебюджетное финансирование) позволит Академии наук выйти из замкнутого круга «недостаточность финансирования - отсутствие обновления инфраструктуры институтов РАН - низкая привлекательность работы в РАН - старение кадров - утрата передового уровня по направлениям исследований - невосгребованность рынком - недостаточность финансирования...».

Необходимо переломить существующую ситуацию, когда государственные задания выдаются институтам, подведомственным ФАНО России, без экспертизы со стороны Президиума РАН, а объем этих госзаданий определяется только на основании нормативных затрат на проведение исследований. Должны быть разработаны иные механизмы финансирования институтов, в том числе в рамках государственных заданий, которые предусматривают гибкость в части
выделения финансовых средств, в том числе при проведении долгосрочных исследований (5-7 лет), возможность создания коллабораций между институтами с совместным финансированием проектов и пр„ но с безусловным повышением ответственности за результаты и использование выделенных ресурсов.

При непосредственном участии ФАНО должна быть разработана программа технологической модернизации инфраструктуры РАН, предусматривающая обновление ее приборной, экспериментальной и технологической баз в соответствии с разработанной Государственной программой фундаментальных и поисковых исследований в Российской Федерации.

Российская академия наук должна стать инициатором и координатором крупных прорывных проектов, имеющих межведомственный и системообразующий характер для всей промышленности, да и экономики в целом.

Для реализации подобных проектов наиболее целесообразно создавать консорциумы, объединяющие институты Академии наук, университеты, Государственные научные центры, промышленные предприятия, а также бизнес-структуры. Объединение в консорциумы позволит сохранить и развить потенциал российской науки, добиться внедрения результатов исследований в российскую промышленность и, что особенно важно, прекратит существующую практику «распыления» бюджетных средств на множество невзаимосвязанных небольших научных проектов, не имеющих перспектив дальнейшей коммерциализации. Такие консорциумы должны реализовывать проекты полного инновационного цикла - от фундаментальных исследований до промышленного производства, послепродажного обслуживания, ремонта и утилизации, включая разработку профессиональных стандартов для специалистов, которые будут задействованы на различных циклах производства.

4. Интеграция РАН в систему высшего образования России

Для решения проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, с которой наша страна может столкнуться уже в ближнесрочной перспективе, необходимо:

  • предусмотреть обязательное участие научных сотрудников Академии наук в образовательном процессе и подготовке научных кадров, что позволит решить проблему нехватки преподавательских кадров высокой квалификации;

  • предусмотреть регулярные стажировки студентов вузов в академических институтах;

  • предусмотреть регулярное обновление качественной и количественной части учебной программы, делая упор на ее практическую составляющую (как самый эффективный инструмент закрепления знаний и навыков) и ориентируясь на новейшие тенденции развития соответствующих отраслей, обозначенные Академией наук и федеральными органами исполнительной власти;

  • расширить совместную работу вузов и институтов Академии при создании малых инновационных предприятий при вузах, что может привести к коммерциализации значительной части результатов интеллектуальной деятельности.

Кроме того, крайне важно воссоздать в системе РАН академическую аспирантуру, отменив в институтах РАН необходимость ее лицензирования (как образовательной организации) и получения государственной аккредитации образовательных программ для аспирантов, что является нехарактерной для РАН задачей.

5. Совершенствование системы социального обеспечения РАН

Для сохранения престижа отечественной науки и привлечения молодых талантливых ученых необходимо создать собственную систему социального обеспечения и социальных гарантий РАН, охватывающую всех сотрудников институтов Российской академии наук:

  • медицинская служба РАН, с восстановлением собственных ме-
    дицинских учреждений;

  • пенсионный фонд РАН;

  • жилищный фонд РАН.

Для этого необходимо в тесном сотрудничестве с ФАНО и профсоюзом РАН подготовить и направить в адрес Правительства Российской Федерации предложения по данным вопросам.

Нужно создать такие условия, в которых научный сотрудник мог бы видеть востребованность своего труда, заинтересованность государства и общества в своей работе.

6. Формирование системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности РАН

Важнейшей задачей Российской академии наук должно стать управление правами на создаваемые результаты научно-технической деятельности, включая своевременное обеспечение правовой охраны на новые знания, и трансфер этих знаний.

Для реализации прорывных решений необходимо совершенствование системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) в институтах Академии наук как с точки зрения процедуры распоряжения исключительными правами на РИД, так и сточки зрения поддержки зарубежного патентования.

Формат решаемой проблемы требует создания отдельной структуры, основной задачей которой будет совершенствование системы управления правами на РИД, созданные Российской академией наук, при активном взаимодействии с Роспатентом.

Ключевым фактором станет развитие научного и инновационного потенциала научных организаций, подведомственных ФАНО России, а также трансфер и локализация наилучших доступных технологий в российской промышленности, что может стать основой организации и функционирования рынка интеллектуальной собственности в нашей стране.

7. Популяризация науки и международное сотрудничество

Следует активизировать участие РАН в информационном пространстве: расширить присутствие деятелей науки в государственных СМИ, предусматривающее активное участие ученых РАН в объяснении интересующих население явлений; организовать научно-популярные телепередачи и производство научно-популярных фильмов; расширить спектр печатных изданий этого профиля; создать интерактивный интернет-портал РАН, освещающий деятельность РАН и предоставляющий объективную информацию и научную экспертизу по запросам граждан и организаций; расширить работу по борьбе с
лженаукой.

Российская академия наук должна разработать для страны научно обоснованную идеологию развития, интегрирующую общество вокруг решения задачи построения современного социального государства, что имеет критически важное значение в противостоянии внешним и внутренним вызовам.

Российская академическая наука должна быть широко представлена в международном научном сообществе. Вместе с тем требует урегулирования проблема нормативного закрепления прав российской стороны на результаты исследований, полученные в международных коллаборациях, при том, что порой интеллектуальный и материальный вклад российской стороны является определяющим.

Целесообразно создать систему информационно-аналитического сопровождения международного научного сотрудничества, включив в ее состав несколько специальных центров/институтов (по отдельным направлениям), которым следует поручить мониторинг деятельности международных организаций и крупных проектов в научной сфере, предоставление консультаций по вопросам организации, управления, финансирования, тематического содержания корпоративных исследовательских проектов, выбора зарубежных партнеров и т.д.

Подводя итог, можно вспомнить замечательное высказывание выдающегося советского ученого, лауреата
Нобелевской премии по физике, академика АН СССР П.Л. Капицы:

«Свое место в стране должны создать себе сами ученые, а не ждать, пока кто-то придет и все для них сделает».

 

 

выборы президента ран евгений каблов

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий