23 января в МГУ им. М. В. Ломоносова прошло  торжественное открытие памятной доски в честь 100-летия со дня рождения основателя НИИ механики МГУ, выдающегося  советского и российского математика и ученого-механика, академика АН СССР Горимира Горимировича Черного.  Мероприятие дало старт торжественному открытию симпозиума в честь Г. Г. Черного. Заседания будут проходить в НИИ механики МГУ с 23 по 24 января, участвуют специалисты в области газовой динамики, аэродинамики, смежных наук, коллеги Горимира Черного и его ученики.

Горимир Черный — выдающийся советский и российский ученый-механик, основатель научных школ по гиперзвуковой аэродинамике, теории горения и детонации, физико-химической газовой динамике и магнитной гидродинамике. Он ветеран Великой Отечественной войны, добровольцем ушел на фронт в составе 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. Освобождал Украину, Беларусь, Польшу, Чехословакию, участвовал в боях за Кенигсберг, Берлин, Прагу.

На симпозиуме начавшемся после открытия мемориальной доски с приветственным словом выступили ученики и коллеги Горимира Черного. Так,  по  словам ректора МГУ академика Виктора Садовничего, проработавшего вместе с выдающимся ученым более 25 лет, Горимир Черный был многогранной личностью, «уникальным человеком, сделавшим многое для науки и Московского университета», постоянно отстаивавшим интересы науки, института механики и университета в целом. Он был основателем многих научных школ, под его руководством были защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. Ученый был отмечен многими государственными наградами.

Ученик Горимира Черного академик Владимир Левин рассказал о научном пути своего учителя — работах по созданию ионного двигателя, в области гиперзвуковой аэродинамики, теории взрыва и горения, физико-химической газовой динамике и магнитной гидродинамике и других отраслях науки. «У него очень много заслуг», — подчеркнул Владимир Левин. Об этом же сказал и академик Роберт Нигматулин.

Вместе с тем Горимир Черный был не только ученым, но и крупным организатором науки. По словам академика И. Г. Горячевой, благодаря таким чертам характера как настойчивость и постоянное стремление к поставленной цели, «он сыграл огромную роль в организации наших научных исследований в области механики, а также их пропаганды в нашей стране». Заняв пост председателя Российского Национального комитета по теоретической и прикладной механике, он сделал все, чтобы укрепить сообщество механиков, объединить и сплотить его ряды.

В ознаменование заслуг Горимира Черного перед наукой, Российский Национальный комитет по теоретической и прикладной механике учредил именные премию и медаль за выдающиеся научные достижения в области аэромеханики и газовой динамики. Прямо на заседании первым их получил начальник научно-исследовательского отделения аэротермодинамики гиперзвуковых летательных аппаратов и объектов ракетно-космической техники ЦАГИ, член-корреспондент РАН И. В. Егоров.