Ученые Московского университета предложили инновационный подход к изучению иностранных языков, основанный на использовании методов обработки естественного языка и нейронных сетей. Разработанный алгоритм позволяет формировать и закреплять индивидуальный набор слов и выражений для каждого студента. Методика включает в себя программу диагностического тестирования и систему отбора учебных материалов, основанную на анализе больших объемов текста и использовании передовых моделей искусственного интеллекта. Результаты работы опубликованы в журнале «Перспективы науки и образования».

Исследования проводились в рамках Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

В электронных образовательных ресурсах и мобильных приложениях по изучению иностранных языков технологии машинного обучения используются для персонализации учебного процесса через подбор индивидуальных материалов и обеспечение автоматизированной обратной связи. Новизна обсуждаемой методики заключается в выборе критериев для персонализации. В ней учитываются не только уровень владения иностранным языком, но и интересы и особенности речи обучающегося на родном языке. Эксперимент проводился через сбор данных в чат-боте, а на его основе студентам предлагалось освоение индивидуально подобранных материалов в рамках заданий формата «персонализированный квест». Количественные и качественные данные апробации подтвердили гипотезу о целесообразности индивидуального маршрута обучения. 

По результатам проведенной работы запущен и пилотируется тренажер, где студенты выполняют домашние задания уже в диалоговом режиме с ботом. В бета-версии тренажера применяется обращение к открытым библиотекам для распознавания речи и большим языковым моделям для обеспечения индивидуализированной обратной связи. Перспективным направлением представляется дальнейшее обучение модели для автоматизации отбора учебных материалов. 

«Новая методика представляет собой синтез современных достижений в области искусственного интеллекта и проверенных педагогических практик», — поделилась Анна Авраменко, доцент кафедры лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, руководитель НИР «Технологии искусственного интеллекта в цифровизации образовательной среды».

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: ru.123rf.com