В ИЦиГ СО РАН вывели мышей, которые абсолютно не страдают аллергией

По словам ученых, такие животные ценны тем, что дают возможность приоткрыть новые, неизвестные еще механизмы развития аллергии

Исследователи ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» с помощью технологии геномного редактирования в ходе одного из экспериментов получили мышей, которые абсолютно не страдают аллергией, сообщает издание «Наука в Сибири».

Изначально ученые прицельно меняли ДНК в кусочке генома, который часто трансформируется при онкологических заболеваниях, и хотели узнать, что происходит с тремя интересующими нас генами: как они регулируются, как меняется их активность и почему это приводит к образованию опухоли. Однако случилась не совсем запланированная модификация — она привела к тому, что у мышки исчезли тучные клетки. Это клетки иммунной системы, участвующие в ответе организма на аллерген, хотя у них есть и другие функции — например, борьба с глистными инвазиями.

«Конкретно такие животные ценны тем, что дают возможность приоткрыть какие-то новые, неизвестные еще механизмы развития аллергии, — комментирует ведущий научный сотрудник лаборатории генетики развития ФИЦ ИЦиГ СО РАН кандидат биологических наук Нариман Рашитович Баттулин. — Этих мышей можно тиражировать, модификация в геноме зафиксировалась и передается следующим поколениям. В более отдаленной перспективе это может помочь найти лекарство от аллергии».

Исследователи предполагают, что, скорее всего, у такой  генной трансформации есть и побочные эффекты — ведь в организме нет клеток, которые можно «безнаказанно» уничтожить. «Пока мы никаких дополнительных изменений не видим, — говорит Нариман Баттулин. — Для лучшего понимания этого нужны дальнейшие эксперименты. Мы будем заниматься изучением мышек без аллергии следующие три года — у нас есть грант РФФИ в размере 5 миллионов, полученный в сентябре».

Кстати, внешне такой зверек — черный, с белым пузиком. «Дело в том, что меланоциты, клетки, которые обеспечивают пигментацию кожи, в норме начинают расселяться со спины, когда эмбрион развивается, и к концу развития животные становятся полностью черными. У полученных нами мышек мелатоциты не успевают полностью покрыть шкурку, и остается белая полоска», — поясняет Нариман Баттулин.

Технологии геномного редактирования, когда специалисты могут прицельно менять в геноме одни последовательности ДНК на другие, в настоящее время активно внедряются в научную практику. Это очень важно, ведь зачастую те или иные генные мутации, существующие в организме, могут спровоцировать развитие различных заболеваний. Чтобы понять, почему так происходит и как можно лечить недуги, нужно моделировать их на животных или на клеточных культурах.

На фото Нариман Баттулин