Группа ученых Донского государственного технического университета разработала превосходящие зарубежные вычислительные алгоритмы и теоретическую основу для нового метода неразрушающего контроля состояния автомобильных дорог. Технология задействует специальную установку ударного нагружения и позволит выявлять проблемы с дорогами без взятия образцов, чтобы потом назначать адресный ремонт.

«Установка ударного нагружения FWD — оборудование для измерения прочности автомобильных дорог. Представляет собой двухосный полуприцеп, на котором смонтированы механизм ударного нагружения, воспроизводящий нагрузку, соответствующую классическому транспортному средству. Также там есть балка с датчиками-геофонами, расположенными через каждые 30 см по мере удаления от точки нагружения, которая и позволяет регистрировать вертикальную деформацию на расстоянии до 2,1 м от точки ударного воздействия», — объяснил глава проекта, доцент кафедры «Автомобильные дороги» ДГТУ Артем Тиратурян.

Хотя концепция подобного метода не нова, российскую разработку отличают вычислительные алгоритмы, превосходящие зарубежные. Они позволяют проводить сравнение между реальными показателями слоев дороги и идеальными, выявляя мельчайшие отклонения. В результате работы установки удается получить характеристики жесткости слоя асфальтобетона, слоя основания и рабочего слоя грунта земляного полотна, а впоследствии назначать ремонтные работы адресно.

«Например, в случае падения жесткости основания перекрытие слоя асфальтобетона не будет эффективно: примерно через год вернутся те же дефекты. Пока не будет решена проблема с грунтом, замена основания не приведет к ожидаемым результатам. Грунт может быть переувлажнен, либо может быть нарушена работа системы водоотвода», — уточнил Артем Тиратурян.

Исследования проводятся в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук.