Гуляя по пассажам ГУМа с мороженым в руке, сейчас можно легко перенестись в главное здание РАН, читательский зал МГУ, кабинет Фауста в Российской национальной библиотеке, поезд Николая II, в гущу желтых ромашек Аптекарского огорода и даже на балюстраду Дома Пашкова. В этих необычных локациях были сделаны портреты современных учителей, которые экспонировали в ГУМе 4 октября. Выставка «Учитель года» – одно из множества запланированных мероприятий в рамках первой в России «Недели учителя», которая продлится с 4 по 10 октября.

В съемках приняли участие 19 педагогов из разных городов России. Идея выставки – представить собирательный образ учителя и подчеркнуть особую роль педагога в формировании будущего нашей страны. Автор портретов – фотограф Булат Арсланов, который часто берется не только за модные съемки, но и за социально важные проекты. Особенностью этой фотосъемки стало раскрытие образов героев через детали и локации. Дизайнером одежды для съемки выступил ГУМ.

«Для того чтобы максимально раскрыть каждого нашего героя, мы фотографировали на пленку, которая передает особую атмосферу теплоты и трепета. Каждому герою находили уникальную локацию, которая раскрыла бы его чуть больше, нежели просто портрет. В выборе локаций у нас была основа: у каждого педагога есть предмет, в котором он победил. Соответственно, место съемки подбиралось с учетом его интересов и так, чтобы это сочеталось с его предметом. Из этих деталей у нас складывалась общая композиция. Очень здорово, что получилось для каждого героя создать уникальное пространство, которое мы дополнили за счет каких-либо визуальных форм. В том числе добавили реквизит, например, книги, чтобы чуть больше раскрыть героя», - рассказал о процессе работы автор фотографий Булат Арсланов.

Булат Арсланов: "Очень здорово, что получилось для каждого героя создать уникальное пространство, которое мы дополнили за счет  визуальных форм"

Булат Арсланов: "Очень здорово, что получилось для каждого героя создать уникальное пространство, которое мы дополнили за счет  визуальных форм"

Фото: Николай Мохначев / «Научная Россия»

Творческий разбор одной из работ фотографа смотрите в нашем видео с Булатом Арслановым.

На открытии присутствовали и сами герои портретов. Илья Демаков, преподаватель истории и обществознания, «Учитель года России – 2018» рассказал о роли учителя в современном мире и о том, какой подход сегодня используют для работы с детьми:

«Сегодня учитель все в большей степени становится особым взрослым рядом с ребенком. Наша особенность заключается в том, что мы как никто другой с нашими детьми можем поддерживать живой диалог. Мы заинтересованы в диалоге с ребенком. И самое важное – у учителя есть нужные профессиональные качества. В современном мире что бы ты ни делал, прежде всего, важно быть профессионалом, это распространяется и на воспитание детей».

Учитель подчеркнул, что портрет ему нравится, хоть он здесь на себя и не совсем похож. Однако это прекрасная возможность понять, как ребенок видит учителя со стороны:

«Один из вопросов, который задает себе учитель: «Как меня видит ребенок?» И теперь у меня есть ориентир. Было бы очень здорово, если бы ученики видели меня таким, как здесь на этом портрете. Когда ребенок знакомится с учителем, он, конечно, сначала видит образ, и только потом, когда начинаются уроки, у него появляется возможность узнать, какие мы, как профессионалы».

Илья Демаков: «Важно уметь двигаться на тех скоростях, на которых сегодня движутся дети».

Илья Демаков: «Важно уметь двигаться на тех скоростях, на которых сегодня движутся дети».

Фото: Николай Мохначев / «Научная Россия»

О том, как найти подход к современным детям подробнее в видео-комментарии.

Преподаватель математики, «Учитель года России – 2010» Михаил Случ поговорил с нами о том, какими качествами обладают учителя и как изменился процесс работы преподавания в последнее время.

«Мне кажется, что это звучит немножко странно, но учитель должен, в первую очередь, учить. В отличие от преподавателя, который может просто что-то рассказывать, косвенно думая о том, какой будет результат. Учитель, мне кажется, в этом смысле не изменился за последние 50 лет. Он должен отвечать за свою работу. Мир, конечно, очень сильно меняется и если раньше учителям казалось, что они единственные, кто рассказывает детям о чем-то, то теперь это не так. Но вроде бы проблема от этого никуда не делась. Все вокруг есть, вся информация доступна, но дети совершенно не торопятся ее взять. Учитель тот, кто их учит и тот, кто их мотивирует на учебу».

Михаил Случ: «Учитель должен делать все, что он может»

Михаил Случ: «Учитель должен делать все, что он может»

Фото: Николай Мохначев / «Научная Россия»

Подробнее в нашем видео.

О переменах в работе учителя и подходах к современным детям рассказал Артур Заруба, преподаватель музыки, «Учитель года России – 1992»:

«В жизни любого ребенка во все времена учитель играл огромную роль, но в наше время, конечно, эта роль немножко изменилась, потому что мы все же живем в другую эпоху. У нас цифровые технологии, социальные сети, интернет – они полностью заполонили сознание ребенка, и поэтому учителю тоже приходится меняться. И учитель делает это довольно успешно, потому что теперь без различных цифровых технологий невозможно представить себе проведение урока. Наша задача приобщить ребенка к высоким, духовным, научным, техническим и другим ценностям. Цифровые технологии, конечно, в этом помогают колоссально. Но мы должны, в том числе, показать детям, как использовать технологии для развития. Это очень важно. И конечно, необходимо уметь почувствовать ребенка, понять по его поведению, что нужно сделать в этот самый момент. К тому же, педагог должен быть специалистом в своем предмете».

Артур Заруба: "Необходимо уметь почувствовать ребенка, понять по его поведению, что нужно сделать в этот самый момент"

Артур Заруба: "Необходимо уметь почувствовать ребенка, понять по его поведению, что нужно сделать в этот самый момент"

Фото: Николай Мохначев / «Научная Россия»

С наступающим Днем учителя преподавателей поздравил первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев. Он рассказал о своих впечатлениях от выставки и о том, почему важно всячески популяризировать и поддерживать учителей:

«Это важно не только сегодня, а всегда и всюду, поскольку учитель – это тот человек, который выполняет огромную социальную миссию. Миссию воспитания подрастающего поколения наших граждан, от которых зависит не только наше будущее, но и наше настоящее. Ребенок уже сейчас, творя и развиваясь создает это самое настоящее и на этом пути ему помогает учитель. Ведь учитель не оказывает никакую услугу, это человек, который служит обществу и нашим детям. Это очень почетная миссия. Такие мероприятия, как сегодняшняя выставка, должны проходить не только в преддверии Дня учителя, они должны быть постоянными, и мы будем для этого все делать».

Александр Бугаев: "Ребенок уже сейчас, творя и развиваясь создает это самое настоящее и на этом пути ему помогает учитель"

Александр Бугаев: "Ребенок уже сейчас, творя и развиваясь создает это самое настоящее и на этом пути ему помогает учитель"

Фото: Николай Мохначев / «Научная Россия»

Специальным гостем на выставке и настоящим сюрпризом для случайных посетителей ГУМа стал советский и российский телеведущий, общественный деятель, ученый-зоолог Николай Дроздов. Николай Николаевич поделился личными историями и переживаниями из своих школьных лет:

«В сельской школе не было никаких мужских и женских классов. Все вместе учились. Так было весело и интересно: рядом природа, рядом хорошая компания, друзья и главное – наши учителя. Как мы их любили. После уроков постоянно приставали с вопросами. Учитель – это, конечно, великое дело. Знаете, во всех советских школах были одинаковые плакаты, что было одинаково здорово. Заходишь и в каждом классе висит красный плакат, на котором белыми буквами было написано: «Учиться, учиться и учиться» (В.И. Ленин), а рядом – другой плакат: «Учиться упорно, терпеливо» (И.В. Сталин). И мы все понимали, что надо учиться, прежде всего».

Николай Николаевич Дроздов рассказал о своих школьных годах и поздравил учителей с наступающим праздником

Николай Николаевич Дроздов рассказал о своих школьных годах и поздравил учителей с наступающим праздником

Фото: Николай Мохначев / «Научная Россия»

Николай Дроздов вспомнил про то, как будучи отличником в сельской школе, перешел в 9 класс мужской городской школы, где написал сочинение по литературе и получил «положительную» оценку – тройку с огромным минусом. Оказалось, разница между сельской школой и городской есть, как минимум, в формулировке мыслей на письме, но это мотивировало его учиться и развиваться. Среди основных качеств педагогов во все времена Николай Николаевич отметил образованность, педагогический талант, симпатию к подрастающему поколению и доброту.

И есть в этих словах что-то вечное и необходимое для человека, потому что как бы не менялся мир вокруг, в школе всегда будут нужны образованные, талантливые и любящие детей Учителя.

Фото на странице и на главной странице сайта: Николай Мохначев / «Научная Россия»