Задумайтесь, как часто вы вспоминаете школьные годы и самое главное, какие эмоции они у вас вызывают. Если вам нравится иногда поностальгировать, у вас были хорошие учителя. 5 октября отмечается День учителя, но мало кто знает ответ на вопрос «Почему?». На самом деле никаких тайных смыслов в этой дате нет. 5 октября 1964 года в Париже состоялась международная конференция ЮНЕСКО, где подписали документ «О положении учителей». Эта бумага давала пояснения к профессии учителя, в ней говорилось о важности педагогики и ее роли в обществе, а также о необходимости создания достойных условий труда учителей по всему миру.
В СССР 29 сентября 1965 года издали указ «О праздничных днях», согласно которому День учителя назначили на первое воскресенье октября. Во многих бывших советских республиках его до сих пор отмечают в первое воскресенье. В 1994 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры объявила праздник международным, и Россия решила отмечать его в один день со всем миром. В 1995 году Борис Ельцин учредил конкурс «Учитель года», который проходит до сих пор. В День учителя вспомним выдающихся педагогов прошлого и кратко расскажем о том, какие подходы к детям им удалось найти.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)
Дворяне XIX века разговаривали на французском языке. Их детей обучали гувернеры-иностранцы. Вспомните первого учителя-француза Петруши Гринева или немца Карла Ивановича из «Детства» Толстого. Совершенно ясно, что фундаментальных знаний они дать не могли, но с первых лет обучали детей языку и умению читать и писать. В школах и пансионах тоже говорили на иностранных языках. Константин Ушинский был одним из первых педагогов, который поднял проблему сохранения национальной культуры (статья «О необходимости сделать русские школы русскими»). Его также называют создателем русской научной педагогики. Ушинский предложил уделять первостепенное внимание нравственному просвещению и воспитанию обучающихся. Нравственность как врожденное и естественное качество было отвергнуто педагогом. Так он заложил в систему образования глубокие философски категории.
Лев Семенович Выготский (1896-1934)
Психолог по образованию, Лев Семенович Выготский связал воедино психологию и педагогику, что впоследствии привело к появлению новых направлений: педологии и коррекционной педагогики. Исследователь подчеркивал важность научного подхода в вопросах воспитания и развития ребенка. Он говорил о том, что воспитание – это не приспособление к среде, а процесс формирования личности. В основу всего он ставил личную деятельность ребенка, а не внешние факторы влияния. Сейчас это кажется прописными истинами, но в свое время размышления оказали революционное влияние на российскую педагогику.
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939)
Антон Семенович Макаренко считается новатором в работе с учениками. Его идея проста и понятна: ученика надо уважать. По мнению Макаренко, ученик как личность формировался в коллективе, где обладал определенным набором прав, обязанностей и собственной активной позицией. Таким образом человек приобретал «опыт быть личностью». Антон Семенович также отрицал догмы в педагогике, считая, что не существует абсолютно верных и неверных решений. Прорыв он совершил и в работе с трудными подростками. Если вам интересно узнать об этом поподробнее, посмотрите советский фильм «Педагогическая поэма», где подход Макаренко показан последовательно как система, в первую очередь, проб и ошибок. Антон Семенович Макаренко во многом предвосхитил основы современного гуманистического образования.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)
Для Василия Александровича Сухомлинского ребенок был превыше всего, а все процессы образования и воспитания были направлены на формирование личности ученика. Его цель – воспитать Счастливого Человека с богатым внутренним миром, системой ценностей и верой в человечество. Чуткость, деликатность, по мнению учителя, формируют впоследствии и уважение к самому себе. В душе Василий Александрович был настоящим поэтом. Он красиво и точно описал процесс обучения, детей и миссию педагога: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».
Даже Лев Николаевич Толстой, который на закате своей жизни открыл школу для крестьянских детей, отмечал: «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог». Кстати говоря, Лев Николаевич, в позднем возрасте будучи человеком строгих правил и аскетом, позволял своим ученикам спать на последних партах, потому что был уверен: раз они зевают – он просто не смог их заинтересовать.
Симон Львович Соловейчик (1930 – 1996)
Симон Львович Соловейчик, будучи не только теоретиком педагогики, но и публицистом, выпустил книгу «Педагогика для всех», которая очень хорошо отражала его философию и отношение к преподаванию. Педагогика, по его мнению, выходит за пределы класса и школьного двора. Он стал одним из педагогов-новаторов, был уверен в необходимости сотрудничества ученика и учителя. «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить», – писал Симон Львович. Во многом это привело современную педагогику к мысли о том, что ученики тоже способны научить своего преподавателя многому. Достаточно просто наладить с ними диалог.
Школа Саммерхилл
Расскажем еще об одном подходе к образованию, совершенно немыслимому для своего времени, но уникальному и любопытному. В 1921 году в ста милях от Лондона открылась школа Саммерхилл. Основателем новой идеологии стал шотландский психолог А.С. Нилл. Философия этого заведения – свобода личности. Дети сами формируют свое расписание, принимают решения и проводят заседания. Все здесь решается голосованием, где голос педагога и даже директора приравнивается к голосам учеников. И самое интересное, если ребенок не хочет ходить на занятия, он может просто играть в саду. По мнению педагогов, рано или поздно это ему надоест, и он потянется к остальным ученикам. Известны случаи, когда наигравшиеся вдоволь дети, проходили программы экстерном сразу за несколько лет. Изначально школа создавалась как эксперимент и принялась за работу с детьми, у которых были проблемы с социализацией. Вкупе с психотерапией результаты были удивительными. Саммерхилл до сих пор существует, а школы со схожей философией открываются по всему миру. Такая есть и в России.
Подходы у всех педагогов разные, но их объединяет одно – любовь к детям. Ведь учитель – это не просто набор профессиональный качеств или копилка знаний в голове, это очень важный человек на пути становления личности.
Материал подготовлен по данным из открытых источников.
Фото на странице и на главной странице сайта: Taylor Flowe / Фотобанк Unsplash