Первое исторически достоверное изображение Самары исследуют ученые Самарского университета им. Королева, сообщает сайт РИА Новости. Ранее не изученная уникальная гравюра и путевой дневник английского путешественника XVIII века Джона Кэстля, состоявшего на русской службе, откроют много нового об истории города и региона в ту эпоху, уверены ученые. Статья, посвященная наследию путешественника, опубликована в международном научном журнале "Quaestio Rossica".
Англичанин Джон Кэстль был приглашен в качестве художника в состав Оренбургской экспедиции, в 1734-1744 годах присоединившей к России территории на Южном Урале, в Зауралье и Казахстане. Штаб экспедиции располагался в Самаре, и, как уверены ученые, оставленный путешественником рисунок города превосходит по достоверности более ранние и широко известные изображения за авторством Адама Олеария и Корнелия де Брюйна.
"Долгое время гравюра Кэстля не использовалась ни в одной из работ по истории и архитектуре нашего города. Этот англичанин – первый из художников, кто видел и рисовал Самару, не просто проплывая по реке мимо, как немец Олеарий или голландец де Брюйн, а прожив в городе несколько лет. Анализ этой гравюры изменит представления об облике Самары того времени", – рассказал руководитель исследования, профессор Самарского университета Юрий Смирнов.
Письменные и графические свидетельства этого путешественника содержат уникальную информацию о повседневной жизни русских городов, граничивших с Центральной Азией в XVIII веке. Так, расположение крепостных сооружений Самары на гравюре, по словам историков, не совпадает полностью ни с одной из известных современных реконструкций, так как они делались на основе словесных описаний или по зарисовкам сомнительной точности.
"Наш город в то время был пограничной крепостью, а в восприятии иностранцев – краем страны: в своем дневнике Кэстль так и записал: "я выехал за пределы империи". Записи иностранцев о событиях тех лет представляют особенную историческую ценность, анализ их письменного и художественного наследия расширит наши знания о жизни юго-востока страны в ту эпоху. Тем более что дневники Джона Кэстля написаны живым и бойким языком, как бы сейчас сказали – в формате "блога", – сообщил Юрий Смирнов.
Гравюра Кэстля дает возможность увидеть храмы Самары, ни один из которых не сохранился до наших дней, например, каменную церковь Николая Чудотворца, деревянные Троицкую и Вознесенскую церкви, два монастыря: мужской и женский. Другими заметными деталями на рисунке англичанина являются земляной вал с восточной стороны и возвышающаяся над городом сторожевая башня, названная художником “Ein Wachthurm”.
Дальнейшая задача научного коллектива – детально исследовать историю присоединения и освоения приграничных земель Заволжья с 1734 года до образования Самарской губернии в 1851 году. Как отметили ученые, за эти чуть более чем 100 лет неосвоенная степь превратилась из окраины империи в регион с развитым сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.