0 комментариев 773

Ученые повторно увидели «сердцебиение» черной дыры в 600 миллионах световых лет от нас

В 2018 году астрономы зафиксировали рентгеновский сигнал от черной дыры, расположенной в центре галактики RE J1034 + 396, – второй раз спустя несколько лет. Ученые описали свои наблюдения в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Новость появилась на научном портале EurekAlert!.

«Сердцебиение» черной дыры было впервые обнаружено в 2007 году в центре галактики RE J1034 + 396, которая находится на расстоянии примерно 600 миллионов световых лет от Земли. Сигнал приходил каждый час и был зафиксирован на спутниковых снимках. В течение нескольких лет ученые «слушали» сердечный ритм черной дыры – пока в 2011 году наблюдения не были заблокированы Солнцем.

В 2018 году рентгеновский спутник Европейского космического агентства XMM-Newton смог вновь наблюдать черную дыру. Для ученых это было неожиданностью, но «сердцебиение» также повторялось.

Как возникают «сердечные удары» в черной дыре? Основная идея, говорят ученые, состоит в том, что внутренние части аккреционного диска расширяются и сжимаются. Материя, падающая на сверхмассивную черную дыру, когда она питается от аккреционного диска окружающего ее материала, высвобождает огромное количество энергии из сравнительно крошечной области пространства, но это редко рассматривается как специфический повторяемый паттерн, такой как сердцебиение. И сигналы от черной дыры в галактике RE J1034 + 396 – самое долгоживущее «сердцебиение» из тех, что встречали ученые.

Время между ударами может сказать нам о размере и структуре вещества вблизи горизонта событий черной дыры – пространства вокруг черной дыры, из которого ничто, включая свет, не может вырваться.

Авторы работы считают, что единственная известная науке система, которая может так же пульсировать, – это черная дыра звездной массы в центре нашей галактики Млечный Путь. Наша черная дыра в 100 000 раз меньше, чем черная дыра RE J1034 + 396.

[Иллюстрация: Dr Chichuan Jin, of the National Astronomical Observatories, Chinese Academy of Sciences and NASA/Goddard Space Flight Center Conceptual Image Lab]