Ученые МГУ сделали прогноз развития международной энергетики на ХХI век

До конца ХХI века основным энергоносителем останется ископаемое топливо

Сотрудники химического факультета и факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова заключили, что до конца ХХI века основным энергоносителем останется ископаемое топливо, а альтернативные источники не способны удовлетворить растущие потребности человечества в энергии. Результаты исследования были опубликованы в журнале Uspekhi himii.

В обзорной статье ученые проанализировали литературные данные, чтобы понять, как в ближайшие годы будут меняться источники энергии и в какой степени альтернативные источники способны удовлетворить энергетическую потребность людей. Альтернативные источники энергии отличает их возобновляемый характер и минимальные экологические риски. К видам альтернативной энергетики относятся солнечная энергетика, ветроэнергетика, волновая энергетика, приливная энергетика, геотермальная энергия и другие.

«На протяжении всего ХХI столетия роль альтернативных источников будет оставаться достаточно скромной: они не способны удовлетворить растущие потребности человечества в энергии. До конца века основным энергоносителем останется ископаемое топливо. Из-за сокращения доступных ресурсов нефти ее доля в мировом энергобалансе будет постоянно снижаться, а доля природного газа — расти. Показано, что энергетика, основанная на любых источниках, включая альтернативные, в том числе водород, не может быть экологически чистой, если масштаб производства энергии велик», — рассказал Георгий Лисичкин, доктор химических наук, главный научный сотрудник кафедры химии нефти и органического катализа химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ученый констатирует, что в долгосрочной перспективе у человечества пока нет других достаточно масштабных источников, кроме термоядерной энергетики. Однако переход на этот источник не решит проблему теплового баланса планеты.

По его словам, представления о том, что за счет возобновляемых источников энергии возможно решение глобальных проблем человечества в долговременной перспективе и обеспечение его стабильного развития, вредны. В первую очередь тем, что отвлекают значительные ресурсы и силы на нереальные цели.

«Масштабы глобальных энергетических проблем несопоставимы с предлагаемыми решениями на основе альтернативных источников. При этом мы не отрицаем важность и необходимость развития всех доступных источников энергии», — заключил Георгий Лисичкин.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института химической физики имени Н.Н. Семенова РАН.

альтернативные источники энергии ископаемое топливо