Ученые ИТЭБ РАН выяснили, что у лекарства от диабета есть антирадиационные свойства

По словам исследователей, метформин работает как "уборочная машина": способствует удалению неблагополучных клеток из тканей животных, повышая  их выживаемость после действия ионизирующей радиации

Известный антидиабетический препарат метформин не только защищает диабетиков от последствий развития инсулиновой недостаточности, но и защищает клетки от воздействия радиации, выяснили ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН. Об этом сообщает РИА Новости.

"Мы показали, что метформин работает как "уборочная машина", которая способствует удалению неблагополучных клеток из тканей животных, повышая  их выживаемость после действия ионизирующей радиации" – рассказывает  Серажутдин Абдуллаев  из ИТЭБ РАН в Пущино, чьи слова приводит пресс-служба института.

Метформин, одно из самых эффективных и известных лекарств, помогающих диабетикам снизить уровень сахара в крови, в последние годы начал привлекать внимание ученых из совсем других областей медицины и биологии. Как показывают опыты на мышах, этот препарат может продлевать жизнь здоровым животным, защищает их от развития рака и стимулирует рост детей.

Абдуллаев и его коллеги открыли еще одно полезное свойство метформина, наблюдая за тем, как этот препарат влияет на скорость вывода фрагментов мертвых клеток и обрывков их ДНК из организма.

Они обнаружили, что метформин ускоряет этот процесс, что помогает организму лучше переносить стресс и случаи массовой гибели клеток. Вкупе с тем, что метформин усиливает эффективность лучевой терапии при лечении рака, это натолкнуло ученых на мысль, что данное лекарство может иметь антирадиационные свойства.

Биологи проверили эту гипотезу, облучив ткани и тела нескольких крыс и мышей летальной дозой рентгена — около 8 грэй — и сравнив то, как сильно на них подействовало подобное облучение при приеме метформина и в обычных условиях.

Как показали эти наблюдения, метформин действительно защищал органы крыс и мышей от радиации, способствуя выведению потенциально опасных обрывков хромосом и прочих поврежденных частей ДНК из гибнущих клеток.

Благодаря этому все мыши и крысы, принимавшие этот препарат, прожили значительно дольше своих сородичей, а небольшая их часть, получившая инъекцию лекарства в первые полчаса после облучения, смогла выжить и дотянуть до того времени, когда российские биологи свернули эксперимент.

Что интересно, прием метформина до облучения никак не влиял на то, как хорошо грызуны переносили рентген – они умирали фактически с такой же скоростью, как и особи из контрольной группы. Это означает, что данный препарат не противодействует радиации сам по себе, а только помогает организму справиться с последствиями облучения.

Как именно это происходит, пока не совсем понятно. Ученые предполагают, что это связано с тем, что метформин помогает клеткам избавляться от "сломанных" митохондрий, биологических "энергостанций", чье повреждение приводит к появлению огромного числа оксидантов внутри них. Это защищает их ДНК от новых повреждений и повышает их шансы на выживание в первые часы после облучения, когда клетки пытаются починить подобные "опечатки" в геноме.

лучевая терапия метформин