Ученые ИНГГ СО РАН предложили использовать для нефтеразведки в Арктике дрейфующую на льдине станцию

Таким образом можно будет оценить вероятность нахождения в Арктическом бассейне нефти и других полезных ископаемых

Опробовать технологию частично планируется в 2018 году на льду Обского водохранилища в Новосибирской области, сообщил ТАСС главный научный сотрудник лаборатории геоэлектрики Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) Владимир Могилатов.

«Мы не ставим на Обском водохранилище геологических целей, а просто хотели бы со льда опробовать технологию: понять, как нам удастся заземлиться в воду. Потому что даже пробовать на севере – это дорого и сложно. Попутно, может быть, и получим какие-то геологические результаты, но это не главное», – сказал он.

Для проведения этих и других подготовительных работ институт оформил заявку на грант Российского научного фонда в размере 20 млн рублей, решение по ней должно быть принято до конца февраля. В дальнейшем ученые рассчитывают, что проектом заинтересуются крупные нефтедобывающие компании, такие, как «Газпром» или «Роснефть». Реализовать его самостоятельно институту не под силу: ориентировочная стоимость запуска такой станции в Арктике составляет около 100 млн рублей.

Проект еще требует научной проработки, но при появлении заказчика и достаточном финансировании ученые готовы запустить станцию уже через год. «Когда появится заказчик, он даст серьезное финансирование, и мы сможем выехать уже на какие-то прибрежные льды, опробовать в почти натуральных условиях, а следующий этап – десантирование на многолетние льды», – объяснил Могилатов.

Вертикальные токи через льды и океан

Морская вода и льды делают бесполезными большую часть традиционных геологических методов. Поэтому ученые ИНГГ СО РАН предложили использовать для исследования Арктики нестандартный электромагнитный метод: зондирование вертикальными токами. Он основан на применении особого сложного источника поля (кругового электрического диполя) и позволяет фиксировать в отклике тонкие аномальные эффекты. Это один из немногих методов, способный работать в условиях Арктики.

По словам ученого, небольшая версия источника для геологоразведки была успешно опробована на суше, теперь ее предлагается масштабировать и разместить на дрейфующем льду. Идея такой нефтеразведки родилась у ученых после изучения опыта сначала советских, а потом и российских станций «Северный полюс» (СП). Эти дрейфующие в Арктике станции проводят в основном метеорологические наблюдения. Новые исследования с геофизическими позволят оценить вероятность нахождения в Арктическом бассейне полезных ископаемых, в первую очередь нефти.

Предполагается, что геологическая станция будет дрейфовать примерно тем же маршрутом, что и «Северный полюс». Пока неизвестно, будет ли она работать автономно или потребуется обслуживающий персонал, который будет контролировать процесс и при необходимости устранять неполадки. Для энергоснабжения дрейфующей установки предлагается использовать возобновляемые источники: ветряки и, возможно, солнечные батареи.

Моржи нефть есть не будут

Как ранее заявлял председатель Научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа, академик РАН Алексей Конторович, запасы нефти в Арктике могут оказаться больше, чем принято считать. Если сегодня считается, что на арктическом шельфе содержится порядка 100 млрд тонн нефти и газа, причем, около 80% этого объема приходится на газ, то тщательная геологоразведка может существенно изменить это соотношение в пользу нефти, считает академик.

Президент Сибирского отделения РАН Александр Асеев в разговоре с корреспондентом ТАСС отметил важность детальной геологоразведки в Арктике, однако предостерег от возможных проблем с экологией. «Все-таки работа в Арктике чревата экологическими катастрофами. У нас же не Мексиканский залив, где рыба и крабы питаются нефтью, грубо говоря. Моржи нефть есть не будут. Природа ранима, и восстанавливаться все это будет сотню лет», – сказал он.

Однако академик Асеев уверен, что работу по геологоразведке надо проводить, так как перед учеными в настоящее время стоит задача максимально точного определения строения земной коры на все большие глубины. «Идея использовать плавающую льдину, наверное, правильная. В связи с тем, чтобы необходимо проанализировать, что есть в подводной толще», – сказал он.

Глава СО РАН добавил, что сама идея имеет право на жизнь, но важно, чтобы ей заинтересовались нефтяные компании, потому что за счет бюджета академии наук ее реализовать невозможно.

геологоразведка дрейфующая станция