Ученые хотят найти ДНК Леонардо да Винчи

Опубликованы детали проекта «Леонардо», авторы которого хотят извлечь из картин ДНК гениального итальянца и сравнить ее с ДНК, сохранившейся в костях.

Дерзкий план пытаются реализовать ученые из разных стран — найти ДНК Леонардо да Винчи и восстановить облик и образ жизни этого гения эпохи Возрождения. Детали междисциплинарного проекта «Леонардо» обнародованы в журнале Human Evolution и на встрече рабочей группы проекта, прошедшей на этой неделе во Флоренции, сообщается в пресс-релизе.

Проект «Леонардо» основан в 2014 году и объединяет вместе антропологов, историков, специалистов по генеалогии, микробиологов и ученых из других областей. В проекте задействованы сотрудники научных организаций Франции, Италии, Испании, Канады и США, включая Крейга Вентера (Craig Venter) из Калифорнийского университета, пионера секвенирования человеческого генома. Смысл проекта в том, чтобы буквально найти физические следы, ведущие к Леонардо да Винчи. Проект завершится в 2019 году — в 500-летнюю годовщину смерти Леонардо, который скончался в 1519 году в возрасте 67 лет и похоронен в церкви Сент-Юбер в замке Амбуаз на юго-западе Парижа.

Участники проекта планируют с помощью радара отыскать захоронение отца и других родственников Леонардо, в древней церкви в Италии. Недавно в Италии им удалось найти ныне живущих родственников великого художника и взять у них образцы ДНК. Сравнивая ДНК предков и потомков Леонардо, а также ДНК самого Леонардо, если его удастся извлечь из костей в захоронении, ученые надеются узнать много нового об этом человеке. Если будет дано разрешение эксгумировать погребение, то в руках исследователей окажутся остатки волос, костей, отпечатки пальцев и клетки кожи Леонардо. По ним, а также по ДНК, можно будет реконструировать облик гения, а также диету, состояние здоровья, личные привычки и места пребывания. Генетический профиль Леонардо поможет лучше понять лучше его способности и определить остроту зрения.

В рамках проекта совершенствуется техника извлечения и секвенирования ДНК из произведений искусства, возрастом несколько веков, и связанные с ней методы установления авторства. Если это удастся, то можно попытаться извлечь ДНК из отпечатков пальцев Леонардо да Винчи на его полотнах, рисунках, дневниках и сравнить ее с той, что добыта из идентифицированных останков.

По сложности и задачам проект «Леонардо» схож с поисками захоронения английского короля Ричарда III, которые увенчались успехом. По извлеченном из останков ДНК удалось точно идентифицировать исторического персонажа, жившего 500 лет назад. Подробнее см. в нашей статье «Генетики: найденный в 2012 году скелет принадлежит Ричарду III».

Читайте также рецензию на книгу Леонарда Шлейна «Мозг Леонардо» и два отрывка из этой книги.

леонардо да винчи проект «леонардо» секвенирование днк