Археологам из Новосибирского государственного университета совместно с коллегами из Европы удалось установить, что следы первого человека в нижнем течении Оби появились 40 тыс. лет назад, в начале позднего палеолита. Сделать это открытие им удалось, проведя спектрометрию находок, обнаруженных в отложениях древнего ручья.

Долина реки Обь нередко изучалась как потенциальный путь миграций палеолитического человека. Однако из-за гипотезы, что в рассматриваемый период эта территория была покрыта большим ледником, считалось, что найти там археологические памятники невозможно.

«Благодаря международной программе исследований с применением методов AMS-датирования и оптико-стимулирующей люминесценции нашим коллегам из Европы и России удалось доказать, что покровное оледенение на севере Западной Сибири 12-30 тысяч лет назад отсутствовало. Оно было гораздо раньше: 90-60 тысяч лет назад севернее Салехарда», — объяснил руководитель проекта, доктор геолого-минералогических наук Иван Зольников.

Новосибирским ученым удалось установить, что территории на севере Оби имеют большой потенциал для изучения этапов колонизации Севера древним человеком. В позднем палеолите в этих местах находился ледниково-подпрудный бассейн.

«Это уже совершенно другая палеогеографическая картина. На протяжении тридцати лет я был убежден в том, что на севере Западной Сибири присутствовали все условия для существования древнего человека, и вот нам представилась возможность попытаться это доказать», — заключил Иван Зольников.

Источник фото на странице: Esse Chua on Unsplash