Источник фото - ru.123rf.com

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) совместно с сотрудниками Российской академии наук разработали перспективные молекулы на основе соединений природного происхождения, обладающие высоким противоопухолевым и антибактериальным действием. Полученные вещества прошли первый этап исследований и допущены к доклиническим испытаниям. Создание новых биоактивных молекул проводится в рамках программы «Приоритет 2030» по стратегическому направлению развития ДВФУ «Физика и материаловедение».

Для получения подобных соединений ученые оптимизируют строение продуктов метаболизма, выделенных из различных гидробионтов Мирового океана. Некоторые из модифицированных веществ проявили способность эффективно подавлять развитие злокачественных опухолей и бактериальных инфекций, в том числе вызываемых штаммами, устойчивыми к современным антибиотикам. По итогам предварительных испытаний данные соединения рекомендованы для проведения доклинических исследований и в случае их успешного проведения могут быть направлены для клинического изучения.

«Фармацевтический рынок испытывает дефицит в лекарствах против онкологических заболеваний и антибиотиках. Важно создавать не только качественные, но и обладающие минимальными побочными эффектами средства, к чему мы как раз стремимся вместе с коллегами. На сегодняшний день в мире около 60% существующих лекарств созданы на основе веществ, полученных из наземных организмов. При этом количество новых выявляемых подобных соединений неизменно сокращается. На фоне этого Мировой океан является неисчерпаемым источником биологически активных соединений, которые все чаще рассматриваются как основа для создания препаратов нового поколения», — рассказал руководитель лаборатории выявления и оптимизации биологически активных соединений-лидеров ДВФУ Максим Жидков.

Разработка новых лекарственных кандидатов, в том числе на основе вторичных метаболитов гидробионтов, — основная задача медицинской химии для импортозамещения жизненно необходимых лекарств, которые направлены на основные социально значимые заболевания. Для этого с помощью методов органической химии ученые проводят модификацию структуры базовых молекул, называемых соединениями-лидерами. В данном случае их выделяют непосредственно из продуцентов или целенаправленно синтезируют в лаборатории.

«Благодаря программе “Приоритет 2030” мы открыли лабораторию для выявления и оптимизации биоактивных молекул, которые в дальнейшем могут использоваться для создания новых лекарственных препаратов. Это важное для нас направление, потому что такие разработки позволяют создавать отечественные препараты для борьбы с онкологией. Технологии двигаются вперед, и мы надеемся, что найдем средство для борьбы с раком. Наши ученые находят соединения, которые не только могут заменить импортный товар, но и превзойти уровень их характеристик», — отметил и.о. ректора ДВФУ Борис Коробец.

Исследованием занимаются сотрудники Лаборатории выявления и оптимизации биологически активных соединений-лидеров ДВФУ совместно с учеными из Тихоокеанского института биоорганической химии им. Г.Б. Елякова ДВО РАН и Института новых антибиотиков им. Гаузе РАН. В качестве заказчика для создаваемой научно-технической продукции выступает одна из крупнейших фармкомпаний России «Р-Фарм».

В рамках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» по стратегическому направлению развития ДВФУ «Физика и материаловедение» в университете формируется научно-технологическая площадка для реализации всех этапов разработки новых лекарственных кандидатов, обитающих в Мировом океане.

На базе ДВФУ в партнерстве с фарм-компанией «Р-Фарм» планируется реализовать многостадийный процесс разработки новых лекарств. Коллектив уже выявил несколько новых соединений, по биологической активности не уступающих повсеместно применяемым противоопухолевым и антибактериальным лекарственным препаратам. За последние десятилетия из морских организмов было выделено около 30 тысяч новых соединений. Среди них несколько сотен веществ находятся на различных стадиях доклинических и клинических испытаний в качестве потенциальных лекарственных средств для лечения злокачественных новообразований, анальгезии, как противовирусные и противобактериальные средства.

Информация предоставлена пресс-службой ДВФУ