Ученые Санкт-Петербургского государственного университета, Зоологического института РАН, Научно-исследовательского института искусственного интеллекта и Сеченовского университета в рамках работ по гранту РНФ смоделировали по фрагментам черепа мозг и нервную систему крокодиломорфа кансайзуха. Этот предок современных крокодилов обладал схожими с ними когнитивными способностями. Результаты исследования опубликованы в Cretaceous Research.

Крокодиломорф Kansajsuchus extensus (кансайзух) — один из самых крупных представителей вымершего семейства параллигаторид. Он достигал 4−5 метров в длину, но некоторые особи могли дорастать до 7 метров. Он обитал на территории нынешнего Таджикистана примерно 85 млн лет назад в большой реке.

Кансайзух был описан в 1975 году московским палеонтологом Михаилом Ефимовым (Палеонтологический институт имени А.А. Борисяка РАН). Остатки этого крокодиломорфа были найдены рядом с поселком Кансай в Таджикистане в 60-х годах прошлого века в ходе нескольких экспедиций под руководством московского палеонтолога Анатолия Рождественского. В настоящее время материалы хранятся в коллекции Палеонтологического музея имени Ю.А. Орлова в Москве.

Долгое время кансайзуха относили к семейству крокодиломорфов гониофолидидам (Goniopholididae). Однако в 2019 году ученые Санкт-Петербургского университета доказали, что он относится к семейству параллигаторид (Paralligatoridae). Это полностью вымершая группа крокодиломорфов, близкая к общему предку всех современных крокодилов. Они существовали на территории Азии в течение мелового периода (~130−66 млн лет назад), по внешнему облику и образу жизни были похожи на современных родственников: вели полуводный образ жизни и были хищниками.

«Кости кансайзуха были нами довольно подробно описаны в 2019 году, а вот внутреннее строение его черепа было неизвестно. В нашем новом исследовании с помощью компьютерной томографии и 3D-моделирования мы изучили три фрагмента черепа, включая почти целую мозговую коробку. Это позволило создать трехмерные модели костей мозгового черепа, которые иначе невозможно было подробно изучить», — рассказал доцент кафедры зоологии позвоночных СПбГУ Иван Кузьмин.

Кроме того, ученым удалось сделать слепки (эндокасты) внутренних полостей в черепе, где лежали мозг, нервы, сосуды, орган чувств (внутреннее ухо) и пневматические синусы. Благодаря этим данным ученые поняли устройство нервной системы кансайзуха.

После этого палеонтологи сравнили кости и слепки полостей мозговой коробки кансайзуха с другими вымершими крокодиломорфами и современными крокодилами. Таким образом удалось проследить, как менялись кости мозговой коробки в ходе эволюции крокодиломорфов вплоть до современных видов. Мозг и нервы кансайзуха оказались похожи на таковые у современных крокодилов. Ученые считают, что его когнитивные способности были на уровне ныне живущих родственников.

Исследование выполнено в рамках проекта «Нейроанатомия крокодиломорф (Archosauria: Crocodylomorpha) и хористодер (Diapsida: Choristodera): исследование эволюции мозга и черепа диапсидных рептилий с помощью современных методов», поддержанного грантом Российского научного фонда.

Данная работа продолжает цикл работ по эволюции черепа и нервной системы крокодилов и их ископаемых родственников, которые коллектив палеонтологов СПбГУ ведет уже много лет. Ранее они впервые описали все структуры мозговой коробки современных крокодилов, изучив более 70 их 3D-моделей. Также они выявили древнейшего предка современных крокодилов по черепу, найденному в Португалии.

Информация предоставлена пресс-службой СПбГУ