Команд ученых из Калифорнийского университета в Беркли (США) нашла способ одновременно добавлять или изменять определенные гены в микробном сообществе, состоящем из нескольких различных видов, передает EurekAlert!. Методика описана в Nature Microbiology.

Сегодня с помощью «генетических ножниц» CRISPR можно отредактировать геном одного типа клеток за раз: они вырезают, удаляют или добавляют гены к определенному типу клетки в ткани или органе. Или даже к одному виду микробов, который растет изолированно в пробирке.

Калифорнийские ученые пошли еще дальше и усовершенствовали технологию. Теперь можно одновременно редактировать геном микробов нескольких видов. Хотя эта технология сейчас применяется исключительно в лабораторных условиях, ее можно использовать как для редактирования, так и для отслеживания микробов с измененными ДНК в естественном сообществе – например, в кишечнике или на корнях растения, где собираются тысячи различных микробов.

Новый метод может в будущем помочь устранить гены, вызывающие заболевания кишечника, или изменить микробную среду сельскохозяйственных культур, чтобы сделать их более устойчивыми к вредителям или засухе. Но на первоначальном этапе технология позволить ученым лучше понять, как микробы функционируют в сообществе.

[Иллюстрация: photojog / ru.123rf.com