Чрезвычайно длинный хвост позволяет бактериофагу P74-26 нападать на одних из самых стойких бактерий на планете, обитающих в горячих источниках, сообщает Американское общество биохимии и молекулярной биологии. Описание бактериофага «Рапунцель» появилось в Journal of Biological Chemistry.

Бактериофаги — это группа вирусов, которые заражают бактериальные клетки и являются наиболее распространенными и разнообразными организмами на Земле. Они встречаются везде, где есть бактерии — в том числе в воде и в микробной экосистеме нашего тела.

В отличие от многих вирусов, поражающих людей и животных, фаги состоят из хвоста, прикрепленного к остроконечной призмообразной белковой оболочке, содержащей их ДНК.

Хвосты фагов различаются: у одних длинные и упругие, а у других – короткие и жесткие. В то время как у большинства фагов короткие микроскопические хвосты, у бактериофага «Рапунцель» P74-26 хвост в 10 раз длиннее, чем у большинства, и его длина составляет почти один микрометр, что примерно равно ширине шелка некоторых пауков.

Своими хвостами фаги «прокалывают» бактерии, покрытые плотным вязким веществом. Длинный хвост P74-26 позволяет ему заражать самые стойкие из них. Кроме того, P74-26 — один из наиболее стабильных бактериофагов, что позволяет ему существовать и заражать бактерии, живущие в горячих источниках, температура которых может достигать 76°С. Исследователи изучали P74-26, чтобы выяснить, почему и как он может существовать в таких экстремальных условиях.

Каждый хвост фага состоит из множества небольших строительных блоков, которые собираются вместе, образуя длинную трубку. Ученые сделали множество снимков хвостовых трубок фага и сложили их вместе — так они смогли точно выяснить, как строительные блоки соединяются друг с другом. Оказалось, что у P74-26 строительные блоки хвоста опираются друг на друга и крепятся друг к другу, как детали конструктора. Это позволяет бактериофагу стабилизироваться даже при высоких температурах. Кроме того, хвост формируется из вертикально уложенных колец молекул, образующих полый канал.

По сравнению с большинством фагов, P74-26 использует вдвое меньше строительных блоков для формирования колец, образующих хвост. Теперь исследователи планируют изменить длину хвоста фага на генетическом уровне и посмотреть, как это изменит его поведение.

[Фото: LEONORA MARTINEZ-NUNEZ]