Люди способны вспоминать события из прошлого, даже есть тогда они не имели для них большого значения. Оказывается, домашние собаки (Canis familiaris) тоже обладают такой «эпизодической памятью». Доказать это смогли ученые из Исследовательской группы по сравнительной этологии MTA-ELTE в Будапеште (Венгрия), под руководством доктора Клаудии Фугацца (Claudia Fugazza). Их статью опубликована в журнале Current Biology, ее пересказывает пресс-релиз издательства Cell Press.

Невозможно расспросить собаку о том, что она помнит, но венгерские ученые нашли другой остроумный подход, на основе метода дрессировки «делай, как я». Суть его сводится к тому, что собака повторяет за экспериментатором определенные действия, и таким образом учится, получая за это вознаграждение.

Доктор Фугацца с коллегами сначала научили 17 собак принципу «делай, как я». Потом они провели вторую серию тренировок, в котором собаки учились ложиться на землю после того, как они посмотрели на какие-либо действия людей, причем неважно, на какие именно. Собака получала вознаграждение, когда ложилась — то есть, с ее точки зрения, запоминать сами действия экспериментаторов на этот раз вроде бы не требовалось.

Однако если собакам после этого внезапно подавали сигнал «делай, как я», они успешно воспроизводили только что увиденные действия людей — хотя, подчеркнем еще раз, никакого стимула их запоминать собаки не имели. Причем это работало и через минуту, и через час. Правда, спустя некоторое время «эпизодическая память» у четвероногих все же притуплялась.

«Результаты нашего исследования можно расценить как следующий шаг в сторону разрушения искусственно созданных барьеров между животными и людьми, — прокомментировала ведущий автор исследования. — С точки зрения широкой эволюционной перспективы, это значит, что "эпизодическая память" у людей не уникальная, и развилась она не только у приматов, а является более распространенным навыком в животном мире».

Венгерские ученые считают, что собаки — удобные подопытные животные для дальнейшего изучения «эпизодической памяти».

Четвероногие «друзья человека» уже не в первый раз удивляют ученых своими неожиданными способностями. Напомним, ранее выяснилось, что они вполне уверенно различают радостные и сердитые человеческие лица. А еще понимают смысл слов и интонации — причем теми же частями мозга, что и человек.

Это видео показывает «эпизодическую память» у собак: способность вспоминать действия других постфактум продемонстрирована с помощью метода дрессировки «делай как я» / [Claudia Fugazza, Ákos Pogány, and Ádám Miklós / Current Biology 2016]