Мария Риос (María Ríos) из Национального музея естествознания, Испания, и ее коллеги исследовали почти полные ископаемые останки предков современного жирафа, извлеченные в ходе раскопок на площадке к югу от Мадрида. По всей видимости, предок, живший около девяти млн. лет назад, был похож на лося и у него не было «фирменной» жирафьей шеи. Зато на верхушке его головы были два набора костных выступов (они же оссиконы), причем как у самцов, так и у самок — что означает, что оссиконы, возможно, не стали инструментом ухаживания, помогающим бороться за женское внимание, как думали ученые. Подробно результаты своих изысканий исследователи изложили в статье, опубликованной в журнале PLOS One.

Когда-то в семейство Giraffidae входило немало различных и широко распространенных родов, описаны по ископаемым останкам более тридцати, однако в живых осталось только два — африканские Okapia и Giraffa (, соответственно, окапи и жираф). При этом убедительную карту филогенетических связей пока нарисовать никто не мог, из-за отсутствия подходящего материала.

Но вот был найден Decennatherium rex, практически в полном наборе — большой жирафид, живший в эпоху позднего миоцена на территории современной Испании. И вот эти останки дали немало новых данных, и филогенетических, и анатомических. Оказалось, что Decennatherium — одна из ветвей клады, содержащей гигантских сиватериев (это вымершие представители семейства жирафовых).

[Иллюстрация: M. Sánchez et Al., PLOS ONE]