Современный человекоподобный мозг мог появиться в результате эволюционного спринта около 1,7 миллиона лет назад, а не в тот период, когда древние люди покинули Африку - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science.

Новое исследование предполагает, что даже после того, как древние люди сделали свои первые шаги из Африки, они, возможно, по-прежнему могли обладать мозгом больше похожим на мозг человекообразных обезьян, чем у современных людей.

На протяжении десятилетий ученые полагали, что современная человеческая организация структур мозга возникла вскоре после того, как появились Homo - примерно 2,8 миллиона лет назад. Но анализ окаменелых человеческих черепов, на которых сохранились отпечатки мозга, который они когда-то держали сейчас, предполагает, что такое развитие мозга произошло намного позже. Как сообщают исследователи, современный мозг мог появиться в результате эволюционного спринта, начавшегося около 1,7 миллиона лет назад.

Что отличает современных людей от наших ближайших ныне живущих родственников, человекообразных обезьян, это, скорее всего, наш мозг. Чтобы узнать больше о том, как эволюционировал современный человеческий мозг, исследователи проанализировали копии извилистой внешней поверхности мозга, воссозданные из самых старых известных окаменелостей, чтобы сохранить внутренние поверхности ранних человеческих черепов. Окаменелости возрастом от 1,77 до 1,85 миллиона лет взяты из археологических раскопок Дманиси на территории современной Грузии, и их сравнивали с костями из Африки и Юго-Восточной Азии, возраст которых примерно от 2 до 70 тысяч лет.

Ученые сосредоточились на лобных долях мозга, которые связаны со сложными умственными задачами, такими как изготовление инструментов и язык. Ранний человек из Дманиси и Африки, по-видимому, все еще сохранял похожую на обезьяну организацию лобной доли 1,8 миллиона лет назад, «примерно на миллион лет позже, чем предполагалось ранее», - говорит палеоантрополог Филипп Гунц из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Германия), которые не принимали участие в этом исследовании.

Эти данные показывают, что ранние люди могли обладать относительно примитивным мозгом даже после того, как они впервые начали расселяться из Африки около 2,1 миллиона лет назад. Современные люди начали мигрировать с континента около 210 000 лет назад. Тем не менее, важно не недооценивать умственные способности первых людей, говорит Марсия Понсе де Леон - палеоантрополог из Цюрихского университета. «Эти люди уехали из Африки, производили различные инструменты, эксплуатировали ресурсы животных и заботились о пожилых людях, как мы знаем из Дманиси», - говорит она.

Она и ее коллеги обнаружили, что современная человеческая организация мозга начала появляться в Африке примерно от 1,5 до 1,7 миллиона лет назад. «Я не знаю ни о ком другом, но я только что заинтересовался изучением всего возможного о том, что гоминины делали в течение [этих] 200 000 лет», что привело к этому очевидному изменению мозга, - говорит палеоантрополог Дин Фальк из Университета штата Флорида в Таллахасси, которые не принимали участия в исследовании.

Ученые также обнаружили, что гоминиды с современным человеческим мозгом появились в Юго-Восточной Азии вскоре после 1,5 миллиона лет назад, что указывает на другое расселение из Африки, отличное от первой миграции около 2,1 миллиона лет назад, говорит Понсе де Леон. Исследователи отмечают, что остается неясным, слилась ли эта вторая волна с более ранними группами или заменила их.

Многое остается спорным в отношении восстановления организации древнего мозга по черепам, предостерегает палеоантрополог Бернард Вуд из Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне (округ Колумбия), который не принимал участия в этом исследовании. Например, может оказаться сложной задачей вывести, как внутренности ископаемых черепных коробок отражают неровности и бороздки на поверхности мозга, или какие последствия такая организация мозга могла бы иметь для функции мозга. «Я думаю, что это только начало дискуссии о том, что это означает, а не конец ее», - говорит Вуд.

В будущих исследованиях можно будет выяснить, какие эволюционные факторы могли привести к появлению современной организации мозга, подобной человеческой. В конечном итоге такое исследование может показать, как реорганизация мозга связана с эволюцией языка и символической мысли, говорит автор исследования Кристоф Цолликофер, палеоантрополог из Цюрихского университета.

Но, возможно, такого давления не было, «и эта реорганизация явилась побочным продуктом изменений в других областях», - говорит палеоантрополог Амели Боде из Кембриджского университета, написавшая обзор этого исследования для журнала Science 9 апреля. Единственный способ ответить на этот вопрос - «изучить больше окаменелостей, относящихся к периоду времени между самыми ранними представителями человека 2,8 миллиона лет назад и Homo после 1,8 миллиона лет назад, и реконструировать контексты, в которых они жили и развивались».