Что общего между лордом Байроном, святым Августином и Тутанхамоном? Они, как и миллионы людей в истории, умерли от малярии. Малярия, или болотная лихорадка, встречается не только в далеких тропических странах: заразиться ею, хоть и с небольшой долей вероятности, можно даже не выезжая из родного города. Сегодня, в Международный день борьбы с малярией, мы рассказываем об истории и особенностях этого заболевания.
Самые ранние летописные сведения о малярии относятся к истории Древнего Китая ― 2700 г. до н.э. С этой страной связано и открытие первого известного средства от малярии: кингао, или полыни однолетней (Artemisia annua L.), эффективной при борьбе с самой опасной разновидностью заболевания ― тропической малярией (малярия, вызванная Plasmodium falciparum). Упоминания о малярии встречаются также в египетских медицинских папирусах и работах древних греков ― Гиппократа и Эмпедокла. Знали о ней и в Древней Руси, именуя «бледнухой», «трясухой», «мертвячкой» и другими говорящими названиями.
Привычные нам комары появились на Земле около 190 млн лет назад. Более 60 млн лет назад на планете жил тираннозавр рекс ― пожалуй, самый знаменитый из всех хищных динозавров. В кровеносном сосуде ти-рекса были обнаружены явные следы малярии и паразитических червей, пишет историк Тимоти Вайнгард в книге «Кровососы. Как самые маленькие хищники планеты стали серыми кардиналами нашей истории». По словам ученого, паразит малярии впервые появился у птиц 130 млн лет назад, а дальние предки человека мучились от малярии уже 6–8 млн лет назад.
Во время последнего ледникового периода, закончившегося около 12 тыс. лет назад, на Земле царило самое большое биоразнообразие за всю ее историю, в значительной степени обусловленное сокращением численности москитов.
«В суровых условиях ледниковья животным в каком-то смысле жилось легче, потому что летом их не одолевали комары и мошкара, из-за которых так страдает современная фауна. Из-за кровососущих насекомых лошади, например, тощают буквально на глазах и только к зиме набирают вес. А по рассказам бывалых сибирских скотоводов, случается даже, что табуны лошадей и стада северных оленей гибнут из-за того, что гнус забивает дыхательные пути», ― рассказывал в интервью корреспонденту портала «Научная Россия» биолог Андрей Юрьевич Журавлев.
Однако окончание ледникового периода, изменение климата и образование большого количества озер, где могли размножаться комары, вернули все на круги своя и москиты снова стали терроризировать людей и животных.
Возбудителем малярии выступает одноклеточный паразит ― малярийный плазмодий (род Plasmodium), которого переносят самки комаров рода Anopheles. Малярийный плазмодий попадает в кровь человека вместе со слюной комара, когда тот кусает свою жертву. Гораздо реже малярией можно заразиться через переливание крови или через вертикальную передачу инфекции: от матери к плоду во время беременности и родов.
Существуют сотни разновидностей плазмодия, и только пять из них патогенны для человека: P. falciparum, P. malariae, P. vivax, P. ovale, P. knowlesi.
Малярия ― опасное для жизни заболевание, которое передается людям некоторыми видами комаров. Она встречается в основном в тропических странах. Малярия поддается профилактике и лечению. Источник: ВОЗ
Первый из них вызывает самое тяжелое течение малярии (тропическая малярия) и в случае отсутствия адекватного лечения может привести к летальному исходу за несколько дней. Более 90% случаев малярии на Африканском континенте и есть та самая тропическая малярия.
Эндемичными по малярии считаются более 80 стран мира, а главные ее очаги ― Африка, Бразилия, Индия, Вьетнам, Камбоджа, Колумбия. Самая высокая доля глобального бремени малярии приходится на Африку, где в среднем происходят 95% из всех случаев заражений. Бо́льшая часть смертей ― это дети в возрасте до пяти лет.
Встретиться с этим заболеванием можно и в Европе, и в России. Чаще всего малярию с собой привозят туристы, побывавшие в тропиках и субтропиках. Но есть еще так называемая аэропортная малярия: инфицированные комары могут прилететь в нашу страну в качестве «нелегалов» вместе с грузом и заразить людей. В поисках своей жертвы кровопийцы могут пролетать несколько километров, что делает визит этих непрошеных заморских гостей еще более опасным.
Древние римляне считали, что малярию вызывают газы и ядовитые испарения на болотах. Отсюда и название заболевания: в переводе с итальянского mal’aria ― это «дурной воздух». Древнеримский ученый Марк Теренций Варрон (116–28 гг. до н.э.) писал о невидимых для глаз существах, попадающих в организм человека из такого «дурного воздуха».
Жители Римской империи на протяжении веков страдали от малярии, а рассадник заразы ― Понтийские болота ― не раз становился препятствием для врагов государства, останавливая их на пути завоевания.
Возбудитель малярии был обнаружен в крови человека впервые в истории европейской науки в 1880 г. Спустя несколько лет автор этих исследований французский военный врач Шарль Леверан предположил, что болотную лихорадку переносят комары. Оставалось лишь выяснить: какие именно? В 1897 г. британский врач Рональд Росс нашел злосчастного паразита в желудке комара-анофелеса. В те же годы результаты своих исследований опубликовал паразитолог Джованни Баттиста Грасси, доказав, что именно самки анофелесов переносят малярию. Благодаря этим новым исследованиям наконец стало ясно, что комары выступают в роли конечного хозяина паразита, а человек ― промежуточного звена. Малярия передается от человека к комару, а затем снова к человеку.
Для выживания и размножения малярийного плазмодия обязательно нужны промежуточные хозяева: люди, обезьяны, крысы, кролики, летучие мыши и др.
Первыми препаратами, которые стали использовать в Европе для лечения малярии, были кристаллический хинин, хлорохин и настой коры хинного дерева. Над тем, чтобы избавить человечество от тропической напасти, работала целая плеяда ученых.
За достижения в борьбе с малярией были присуждены три Нобелевские премии.
Первую награду вручили в 1902 г. упомянутому Рональду Россу, доказавшему, что малярию переносят комары определенного вида. В 1907 г. премию получил французский физиолог Шарль Леверан «за исследование роли простейших (свободноживущих паразитических одноклеточных организмов. ― Примеч. ред.) в заболеваниях». Третья «малярийная» Нобелевка оказалась в руках медиков только через 100 с лишним лет. В 2015 г. награду получила китайский фармаколог, биохимик и специалист в области традиционной китайской медицины Ту Юю. Используя все ту же однолетнюю полынь, о целебных свойствах которой китайской медицине было известно еще с древних времен, женщина создала новое лекарство от малярии. Вещество получило название артемизинин (Artemisinin). Эффективность традиционного лечения малярии хинином и хлорохином постоянно снижалась, и ученые находились в непрерывном поиске средств по борьбе с болотной лихорадкой. Артемизинин, выделенный Ту Юю еще в 1972 г., стал прорывом в лечении малярии, и сегодня артемизинин-комбинированные препараты используются в борьбе с этим заболеванием повсеместно.
Артемизинин демонстрирует высокую эффективность только в сочетании с другими противомалярийными препаратами.
Но, как говорится, не лекарствами едиными. За последние годы ученые предпринимали немало попыток обезвредить кровососущих насекомых. Так, например, американские молекулярные генетики из Калифорнийского университета в Ирвайне вывели ГМО-комаров, неспособных передавать малярию людям. Дальнейшая задача ученых ― внедрение антималярийных генов в рои диких комаров с помощью их ГМО-собратьев. В 2021 г. частная британская компания Oxitec, основанная в Оксфордском университете, зашла в своих изысканиях еще дальше и выпустила генно-модифицированных комаров на открытый воздух в США. Эксперимент проводился на архипелаге Флорида-Кис. Создатели проекта ожидают, что в будущем он сможет защитить половину населения Земли от самок комаров Aedes aegypti (комар желтолихорадочный), переносящих желтую лихорадку, болезнь чикунгунью и лихорадку денге. Говорить об окончательных результатах проекта, вызвавшего неоднозначную реакцию в обществе, говорить пока рано. Новый вид ГМО-комаров не представляет опасности для здоровья человека или окружающей среды, включая охраняемые виды животных, заверило обеспокоенных граждан Агентство по охране окружающей среды США.
В 2021 г. впервые в истории в клиническую практику была внедрена вакцина от тропической малярии, над созданием которой на протяжении 30 лет работала лондонская фармацевтическая компания GSK в партнерстве с глобальной организацией здравоохранения PATH при поддержке сети африканских научно-исследовательских центров. ВОЗ одобрила применение новой вакцины RTS,S/AS01 для детей, а генеральный директор организации Тедрос Аданом Гебреисус назвал это событие историческим моментом, так как наряду с другими средствами борьбы с малярией вакцина будет ежегодно спасать десятки тысяч молодых жизней.
Несмотря на усилия врачей, COVID-19 внес свои коррективы во всемирную борьбу с малярией. По данным ВОЗ, за 2021–2022 гг. избыточная заболеваемость малярией составила 13 млн случаев: это было связано с перебоями в мероприятиях по профилактике, диагностике и лечению малярии во время пандемии. В 2021 г. риску малярии подвергалась почти половина мирового населения. Но, невзирая на замедление глобальных темпов борьбы с этим заболеванием, есть страны, уже полностью поборовшие его, в том числе за последние годы. Не так давно свободными от малярии были признаны Китай и Сальвадор. По состоянию на 2022 г. во всем мире этого статуса добились в общей сложности 40 стран и территорий. Борьба продолжается.
Фото в тексте: Joshua Burch / JOSHUA BURCH PHOTOGRAPHY
Фото на главной странице: E. Wilson, Cambridge. Источник: The journal of hygiene