Новые находки на территории Троице-Сергиевой лавры — яркий пример того, как археологические исследования, проходящие в рамках строительного проекта, приводят к важным открытиям. Все началось несколько лет назад, когда на территории лавры началась масштабная реконструкция устаревших инженерных сетей. Тогда в соответствии с российским законодательством на объект культурного наследия, который представляет собой Троице-Сергиев монастырь, зашла экспедиция Института археологии РАН для проведения спасательных археологических работ. В настоящее время уже исследованы более 13 тыс. кв. м на территории лавры, найдены десятки тысяч артефактов от второй половины XIV до начала XIX в. Среди самых интересных и неожиданных находок — материалы Смутного времени начала XVII в., когда монастырь героически выдержал осаду войск Лжедмитрия II.
Троице-Сергиева лавра — один из самых известных православных монастырей России
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
От письменных источников к бытовым деталям
Троице-Сергиева лавра — один из самых известных православных монастырей России. Она расположена в Сергиевом Посаде, примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. История раскопок в лавре восходит к 1950-м гг. На протяжении десятилетий они были направлены на выяснение эволюции исторической планировки монастыря и некрополя. Это обусловливало избирательный и ограниченный характер объектов исследования. Но сегодня, по словам начальника Подмосковной экспедиции и заместителя директора ИА РАН по науке Аси Викторовны Энговатовой, ситуация другая: археологические раскопки имеют характер спасательных работ, так как сопровождают любое крупное строительство.
«Минус спасательных работ в том, что мы не можем копать там, где хотим, а вынуждены следовать планам разработанного проекта. Но в этом есть и большой плюс! Потому что мы, исходя из научных целей, копали бы в центральной части лавры. По нашим научным представлениям, наиболее интересное место — это Троицкий собор, самый древний на территории лавры, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского. И мы бы никогда не исследовали окраину монастыря. Казалось бы: что может быть интересного “на задворках”, где залегает поздний слой и, согласно историческим планам, не было каменной застройки? И вдруг неожиданно мы получаем обширный археологический материал достаточно хорошей сохранности, существенно меняющий сложившуюся картину исторического развития монастыря », — рассказывает А.В. Энговатова.
Речь идет о северо-восточной части монастыря, где с середины XVI в. располагался Житный двор — хранилище хлебных запасов, привозимых из монастырских вотчин. Сейчас это территория Московской духовной академии, где располагаются библиотека, больница, столовая, хозяйственные постройки. Именно здесь в ходе раскопок 2020–2024 гг. и были обнаружены ключевые объекты, связанные с периодом осады монастыря 1608–1610 гг.
Ася Викторовна Энговатова
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
«Важно подчеркнуть, что современный уровень развития полевого исследования позволяет существенно дополнить и скорректировать сведения письменных источников. Пример тому — история осады Троице-Сергиева монастыря, которая входит в исторический нарратив и, казалось бы, хорошо изучена. Но благодаря нашим изысканиям знания о деталях этого события стали полнее и объемнее» — отмечает А.В. Энговатова.
Напомним, осада монастыря войсками под командованием гетмана Яна Сапеги, выступившего на стороне Лжедмитрия II, длилась с сентября 1608 г. по январь 1610 г. Она стала ярким и драматичным эпизодом борьбы самозванца с царем Василием Шуйским за московский престол в период Смутного времени. Стоит отметить, что осаждавшие минимум в пять раз превосходили числом защитников Лавры.
«Когда начинаешь копать и тебе открываются слои того времени, то картина события насыщается огромным количеством бытовых подробностей и деталей, которые в принципе не фиксируют письменные источники», — подчеркивает А.В. Энговатова.
Примечание. Среди письменных источников — исторический труд современника событий келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, архив и дневник командующего польско-литовскими войсками гетмана Яна Сапеги, письма царевны Ксении Годуновой, которая жила здесь во время осады.
Одна из землянок периода Смутного времени, найденная в ходе раскопок на территории Житного двора Троице-Сергиевой лавры
Источник фото: Подмосковная экспедиция ИА РАН
Наиболее важное свидетельство «троицкого сидения» — 25 полуземлянок, обнаруженных на территории Житного двора. За стенами монастыря, по оценке историков, укрывались более 2,5 тыс. человек — братия, воины и жители окрестных сел и деревень. Всех необходимо было обеспечить жильем, накормить и обогреть. Как писал в своем труде келарь Авраам Палицын: «Теснота бысть во обители, яко не бе места праздна». Люди «расхищаху всяка древеса и камение на создание кущ, понеже осени время наста и зиме приближающися». И вот те самые «кущи» впервые предстали перед археологами спустя четыре с лишним века.
«Люди, оказавшиеся здесь волею судьбы, наверное, не думали, что осада продлится так долго. Им выделили эту небольшую, свободную от застройки территорию, чтобы они пережили зиму. К концу осады из 2,5 тыс. человек в живых остались 200, многие погибли от холода, голода и цинги. И сейчас мы получили возможность увидеть фактически этот осадный быт», — рассказывает А.В. Энговатова.
Реконструкция землянки, в которой жили защитники Троице-Сергиевой лавры во время ее осады войсками Лжедмитрия II
Источник фото: Подмосковная экспедиция ИА РАН
Землянки представляют собой частично заглубленные жилые сооружения размерами от 3 × 2 до 6 × 4 м. Поскольку выделенный под их устройство участок был небольшим, эти неказистые постройки располагались очень плотно друг к другу, практически дверь в дверь. Для обогрева использовались небольшие кирпичные печи, которые топились по-черному. Рядом с ними зафиксированы земляные уступы с деревянными настилами, которые, вероятно, играли роль лежанок. На полу сохранилось мощение из обломков кирпича и черепицы. Уцелели выкопанные в материке ступени, ведущие к входу в постройки.
«Найденная внутри землянок утварь свидетельствует о том, что их обитатели сами готовили пищу: многочисленные обожженные снаружи горшки, сковорода, хлебная лопата. Это любопытно, поскольку традиционно считалось, что в монастыре была общая для всех трапезная», — рассказывает А.В. Энговатова.
Находки из раскопок многочисленны и разнообразны. Так, обнаружено более двух десятков керамических сосудов рубежа XVI–XVII вв., среди которых кухонные сосуды от 1,5 до 4,5 л и более. Найден также редкий комплекс деревянных изделий того периода — чаши, ложки (некоторые с орнаментом), берестяные туески, мутовки, большая ступа, в которой толкли зерно, пест. Много бытовых предметов из металла: сковорода, серп, топоры, кочерга, железная сечка, навесные замки. Редкая находка — пара ножей с европейским клеймом на лезвии из дорогой немецкой стали и рукоятью из самшита, указывающие на нерядовой социальный статус владельца.
Ножи с европейским клеймом на лезвии из дорогой немецкой стали и рукоятью из самшита, найденные в одной из землянок на территории Житного двора
Источник фото: Подмосковная экспедиция ИА РАН
Добавим к этому перечню ремесленные инструменты, костяные кочедыки для плетения лаптей. Среди фрагментов обуви особо выделяется один предмет.
«На полу одного из жилищ найден фрагмент кожаного ботинка. Это довольно дорогая обувь — вокруг каблука идет инкрустация из медной проволоки. После расчистки стала видна очень красивая тонкая работа», — рассказывает А.В. Энговатова.
Кожаный сапог с инкрустацией из медной проволоки, найденный в землянке периода Смутного времени
Источник фото: Подмосковная экспедиция ИА РАН
От раскопок к музейной экспозиции
Часть отреставрированных находок представлена на выставке «Свидетели великой Смуты» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, который активно сотрудничает с Институтом археологии РАН.
Экспозиция с предметами из раскопов на территории Троице-Сергиевой лавры, представленная в Сергиево-Посадском музее-заповеднике
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
На выставке можно увидеть различную бытовую утварь, личные вещи людей, монеты. В центре экспозиции собрана одна из печей.
Печь из землянки периода Смутного времени, отреставрированная для выставки в Сергиево-Посадском музее-заповеднике
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
Есть предметы воинского снаряжения защитников монастыря. Среди редчайших находок — одна из двух обнаруженных в землянках пулелеек, а также пули круглой формы и свинцовый обрезок для их отливки.
«Защитники обители сами отливали себе пули. Мы видим свинцовую заготовку и пули разных размеров. Есть с литниками, есть без литников, — рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник археологического отдела Сергиево-Посадского музея-заповедника Виталий Владимирович Щербаков. — Свинец — очень мягкий металл, его легко расплавить. Его зажимали в пулелейке, потом отжимали, и получалась пуля. Все очень просто».
Пулелейка и круглые свинцовые пули представлены в экспозиции
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
Эта технология известна специалистам. Похожая пулелейка была найдена в военном лагере Лжедмитрия II близ села Тушина и теперь хранится в Историческом музее.
«Защитники монастыря выстояли ценой огромных потерь и страданий. Было три больших штурма, во время третьего людей, способных держать оружие, осталось всего несколько сот человек. При этом защитники не просто оборонялись, а делали боевые вылазки в стан противника, нанося ему потери. Например, в ходе одной из них разведчики обнаружили самую мощную на тот момент пушку, на современный лад — гаубицу, которая могла стрелять раскаленными ядрами и разрушать стены и башни монастыря. И артиллерия защитников ее уничтожила», — рассказывает В.В. Щербаков.
Ядра, найденные археологами на территории Троице-Сергиевой лавры
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
В экспозиции представлены несколько ядер, найденных на территории лавры, предположительно, прилетевших со стороны осаждавших. Представлены также противоконные заграждения-колючки (чеснок), ружейные кремни, стрелы простые и бронебойные, боевые топоры и ножи, часть сабли, арбалетные болты и головки от сборного кистеня.
«Это был сборный кистень для ближнего боя, таких головок было больше десятка на цепи. И обратите внимание, какие маленькие наконечники у копий. Дело в том, что в бою того времени нужно было умело действовать легким оружием, ведь на стрельцах не было доспехов. И потому один ловкий удар копьем мог убить человека», — рассказывает В.В. Щербаков.
Виталий Владимирович Щербаков показывает одежду и вооружение стрельцов XVII в.
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
Осада монастыря закончилась в январе 1610 г. благодаря умелым действиям русских войск под командованием князя Михаила Скопина-Шуйского, которые шли освободительным походом с севера Руси к Москве. Защитникам также помогли отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова и Григория Валуева, которым удалось прорваться в монастырь и усилить его гарнизон. Зная о наступлении войска Скопина-Шуйского, Сапега снял осаду, отошел в сторону Дмитрова, где был разбит отрядом воеводы Ивана Куракина.
Работы продолжаются…
«После снятия осады немногочисленные выжившие поспешили уйти из монастыря, забрав с собой только самое ценное из принадлежавшего им имущества. Поэтому нам достался целый пласт осадной жизни! Ведь обычно целых вещей внутри культурного слоя остается немного», — отметила А.В. Энговатова.
Сегодня на участке, где были найдены жилища осажденных, проведены основные работы по замене коммуникаций, все артефакты спасены, траншеи закопаны. Но строительство продолжается, а значит, и археологические изыскания тоже. На одном из участков вдоль восточной стены лавры мы застали группу археологов, которые уже приступили к новому раскопу.
Участок вдоль восточной стены монастыря, на котором археологи заложили новый раскоп
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
«В настоящее время снимаются слои в основном XX в. и немного захватывается слой XIX в. В дальнейшем мы будем опускаться ниже, примерно на 1–2,5 м до поверхности археологического материка. По всей видимости, мы сейчас работаем над теми слоями, которые просели в очередную постройку времен Смуты, — рассказывает начальник раскопа на данном участке, специалист отдела сохранения археологического наследия ИА РАН Андрей Вячесловович Кирсанов. — И, если присмотреться, уже сейчас можно увидеть ее край».
Кроме богатой коллекции бытовых предметов и воинского снаряжения, Житный двор дал возможность представить реальную картину сельского хозяйства XVI–XVIII вв. и установить, какую легендарную породу лощадей выводил Иван Грозный. Об этом читайте во второй части нашего материала.