Известно, что способность запоминать большие объемы информации, например, списки слов, можно натренировать. Ученые из Нидерландов доказали, что связи в мозге усиливаются во время таких тренировок и затем распределяются по двумя отделам. Они опубликовали результаты исследования в журнале Neuron, сообщает пресс-служба издательства Cell press.
Мартин Дреслер (Martin Dresler), первый автор статьи и профессор когнитивной неврологии в Редбаундском университетском медицинском центре в Неймегене изучил мозг 23 спортсменов-мнемотехников мирового уровня и 23 человек того же возраста, здоровья, ума, но с обычной памятью. Он использовал функциональное МРТ, чтобы измерить активность мозга и разницу в силе взаимодействия между отделами мозга. С помощью структурного МРТ он измерил разницу в размерах отделов мозга.
Ученый ожидал, что анатомия мозга чемпионов мнемотехники будет заметно отличаться от анатомии мозга обычных людей, подобно тому как мускулатура боди-билдеров отличаются от мускулатуры неспортсменов. Однако сканы структурного МРТ не выявили разницу в анатомии мозга испытуемых.
Однако разница между спортсменами и неспортсменами все же была — в отношении схем распределенных через 2500 разных связей в мозге. Сильнее всего отличалось подмножество из 25 связей.
Среди испытуемых был Борис Конрад (Boris Konrad), профессиональный тренер-мнемотехник и соавтор статьи. Он не обладал врожденными исключительными способностями памяти, также как и другие спортсмены, участвовавшие в опыте. «Они тренировались месяцы и годы, используя мнемотехнику, чтобы развить возможности памяти», — сказал Дреслер.
Чтобы изучить влияние тренировок на мозг, Дреслер с коллегами набрали 51 человека, сходных по возрасту и здоровью со спортсменами-мнемотехниками, но с обычной памятью, и не тренировавших память раньше. Их разделили на три группы: две для тренировок памяти и одну контрольную.
Группы тренировались шесть недель по 30 минут. Одним развивали короткую память, другим — долговременную методом локи. Этот метод использует большинство спортсменов-мнемотехников.
Те участники, которые использовали метод локи, показали серьезное улучшение памяти. До тренинга они могли вспомнить в среднем 26-30 слов из 72-х, после стратегического тренинга могли вспомнить в среднем 62 слова. Те, кто тренировал короткую память, могли вспомнить на 11 слов больше, чем без тренинга.
Спустя день те, кто тренировал долговременную память, все еще показывали улучшения в памяти. Спустя четыре месяца только эта группа продолжали показывать улучшения, вспоминая примерно на 22 слова больше, чем до тренинга.
Мозг всех участников сканировали МРТ до и после тренинга. После тренинга сканы тех, кто изучал долгосрочные стратегии, показали изменения. На них ученые обнаружили схемы в мозге, которые напоминают схемы спортсменов-мнемотехников.
Затем ученые посмотрели на 25 связей, которые сильнее всего отличали спортсменов от неспортсменов. Они установили узлы связности с двумя отделами мозга. Это медиальная префронтальная кора, которая связывает новое знание с предыдущим, и правая дорсолатеральная префронтальная кора, которая вовлечена в работу при тренингах долговременной памяти.
Авторы работы продолжают анализировать сканы мозга участников эксперимента, чтобы узнать больше о различиях в схемах связности мозга, которые они нашли, и как эти схемы влияют на память.