Вероятно, люди заселили Северную Америку более странными путями, чем думали раньше. Согласно работе, опубликованной в Nature, переход через территорию нынешней Канады стал доступен людям не ранее 12600 лет назад. Это противоречит нынешним представлениям о заселении Америки, говорится в пресс-релизе Университета Копенгагена (Дания).

Согласно общепринятой версии, люди пришли в Америку из Сибири через Берингов пролив и Канаду, после отступления ледника. Так думали и о культуре кловис — первых обитателях Америки, появившихся там около 13 тысяч лет назад. В то время как ученые изучали географическую возможность перехода из Евразии в Америку, никто не обращал внимание на принципиальную возможность такого события: а могли ли физически люди выжить там в то время, была ли у них еда, топливо для костра и т.д. Исследовать переход с этой точки зрения взялись ученые под руководством профессора Эске Виллерслава (Eske Willerslev), эволюционного генетика из Центра геонаук из Университета Копенгагена и Кембриджского университета изучили. (Портал Научная Россия ранее рассказывал о работе этого исследователя в статье «Кто заселил Америку: генетическая связь австралийцев и американских индейцев».)

Коридор длиной примерно 1500 км открылся 13000 лет назад к востоку от Роки Маунтинз. Теперь это западная Канада. Ученые подробно изучили «бутылочное горлышко» — путь, который освободился ото льда позднее других. Теперь эта территория частично покрыта озером Чарли в Британской Колумбии и озером Спринг в провинции Альберта.

Ученые пробурили дно озера и сделали радиоуглеродный анализ органики, взяли пыльцу, микрофоссилии и ДНК, потому что в осадках сохраняются следы жизнедеятельности и тканей древних млекопитающих и растений.

При анализе ДНК секвенировали все, что есть в образцах, получив полную картину экосистемы в развитии. До 12600 лет назад на участке бутылочного горлышка не было ни растений, ни животных, то есть коридор был безжизненным. Потом появилась степная растительность, а за ней — бизоны, шерстистые мамонты, зайцы и полевки. После 11500 лет назад экосистема изменилась, в ней появились деревья, лоси и лысые орлы, а это уже ресурсы, которые способствуют миграции людей — топливо для костров, добыча. Около 10000 лет назад экосистема снова поменялась: в бутылочном горлышке выросли бореальные леса.

Таким образом ученым удалось сделать детальную реконструкцию развития экосистемы на части перехода из Сибири в Америку и доказать, что только после 12600 лет назад люди могли там пройти. А раз так, то люди кловис прибыли в Америку другим путем, возможно, по Тихоокеанскому побережью.

Map outlining the opening of the human migration routes in North America revealed by the results presented in this study. Mikkel Winther Pedersen