Два генетических исследования обнаружили у американских индейцев общие гены с австралийскими аборигенами и жителями Меланезии, что может помочь найти ответ на давний вопрос — кем именно были первые люди, поселившиеся в Америке. Подробности этих исследований опубликованы в журналах Science и Nature.

Давно известно, что древнейшие жители Америки пришли туда из Сибири, постепенно продвигаясь в сторону континента, тогда еще не отделенного Беринговым проливом. Они прошли по теперь ушедшей под воду части суши, которую называют Берингия, и потом постепенно расселились по Северной и Южной Америкам. В этом нет ничего принципиально нового. Но два генетических исследования, проведенных совершенно независимо друг от друга, показали, что в генах индейцев есть небольшое присутствие генов австралийцев и меланезийцев. А это уже факт, требующий объяснения. При этом, хотя сам факт обнаружения новых генов есть в обоих исследованиях, но при этом выводы, сделанные учеными, во многом различаются.

Огромная группа ученых, чья работа была опубликована в Science, в течение четырех лет расшифровывали 31 полную структуру и 79 частичных структур геномов людей из Северной и Южной Америк, из Сибири и Океании. Затем они сравнили их с геномами трех древних скелетов — из Сибири, Америки и Гренландии. Их исследование показало, что все коренные жители Америки, как древние, так и современные, восходят к одной группе населения, которая вышла из Азии 23 тысячи лет назад и затем провела около 8 тысяч лет в Берингии прежде чем распространиться по Американскому континенту.

В этом выводе, самом по себе, еще нет ничего нового, хотя датировки передвижений несколько отличаются от общепризнанных. Но при этом в генах самых разных обитателей Америки — от алеутов до жителей бассейна Амазонки обнаружены следы австралийских и меланезийских генов. Раньше ученые обращали внимание на находки древних скелетов с более вытянутыми черепами, чем у современных индейцев, и предполагали, что это — представители какой-то неизвестной нам волны миграции, которая происходила до того, как пришла основная волна из Сибири. К этой же неизвестной волне пытались отнести Кенневикского человека, о котором уже писал портал Научная Россия.

Последние исследования показали, что геномы древних людей с вытянутыми черепами как раз не содержат следов австралийско-меланезийской группы, а вот геномы индейцев, живших позже, содержат. Поэтому участники исследования, опубликованного в Science, в частности, Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из университета Копенгагена, считают, что предки нынешних индейцев в какой-то момент смешались с какими-то обитателями Азии и получил от них те гены, которые и принесли позже в Америку.

Что же касается другой группы ученых, во главе с Дэвидом Райхом (David Reich) из Гарвардской медицинской школы, опубликовавших свое исследование в Nature, то они проанализировали геномы 106 индейцев из 26 различных народностей Центральной и Южной Америки и сравнили их с ДНК 197 народов, живущих за пределами Америки. По их данным, у обитателей бассейна Амазонки от 1 до 2% общих генов с жителями Австралии, Новой Гвинеи и Андаманских островов. Но получили они эти гены, по мнению ученых, не непосредственно от каких-то азиатов, а от некоего исчезнувшего народа, который ученые называют «Народность Y». Этот народ жил где-то в Восточной Азии и передал свои гены как палеоамериканцам, так и австралийцам и меланезийцам. Так как обитатели Амазонки лишь отдаленно связаны c «Народностью Y», то эта группа ученых делает вывод, что это смешение произошло не относительно недавно, как полагают ученые из Science, а напротив, очень давно.

Теперь двум группам генетиков, очевидно, предстоит сопоставить свои исследования и попробовать каким-то образом «примирить» их.