Всемирный день коренных народов мира, ежегодно отмечаемый 9 августа, был установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН. Он призван привлечь внимание к самобытной культуре народов по всей планете, многие из которых с каждым годом оказываются все ближе к гибели. Причин тому много: молодежь в поисках лучшей жизни уезжает из родных мест и теряет связь с родным языком и обычаями, старики умирают, уникальные промыслы остаются лишь на страницах книг и в виде музейных экспонатов, а государственной поддержки не всегда достаточно для того, чтобы сохранить то немногое, что осталось.
На территории России проживают представители порядка полусотни коренных малочисленных народов, в основном на территории Севера, Дальнего Востока и Сибири. Среди них — кеты, уникальный этнос, не имеющий родственников по языку среди ныне живущих народов мира. Внешне представители этого малочисленного народа напоминают индейцев, а последние исследования показывают, что между ними имеются и генетические сходства.
Ценность культуры кетов (равно как и других коренных народов) простирается далеко за пределы историко-культурологических и филологических работ. Как рассказал Алексей Медведков, доцент кафедры физической географии мира и геоэкологии географического факультета МГУ, изучение быта и традиционных промыслов способно помочь в проведении экологических исследований, в том числе и в контексте индикации климатических изменений.
«Мы работали в низовьях Подкаменной Тунгуски и среднего течения Енисея, изучая то, что происходит с разными ландшафтами на фоне изменения климата, — отвечает Алексей на вопрос о том, как он пришел к своей тематике. — Этот район отличается повышенной уязвимостью к потеплению: через него проходит южная граница многолетнемерзлых пород, что обусловливает повышенную динамичность природных систем. В этом районе находятся и поселения кетов. Этнос очень интересный, и мне повезло пообщаться с его представителями поближе.
У нас были материалы полевых исследований, инструментальных измерений и результаты обработки данных дистанционного зондирования. Не все территории были для нас доступны, потому нам потребовалась помощь местных из поселка Суломай на юго-западе Эвенкийского муниципального района Красноярского края. Мы рассказывали об индикаторах, показывали фото и выясняли ситуацию. Хотя Суломай — своего рода “кетский Петербург” (второе по численности кетов поселение), кетов там всего примерно полторы сотни человек, но их охотничьи угодья впечатляют по площади: они почти вдвое больше территории Ингушетии. Кеты ходят на большие расстояния, занимаясь рыбалкой, охотой и собирательством, то есть полностью живут за счет биологических ресурсов тайги, поэтому являются источниками ценной мониторинговой информации о состоянии природной среды. Опрашивая кетов, удалось не только верифицировать данные дистанционного зондирования, но и экстраполировать наши результаты на другие территории».
Таким образом, в экологических исследованиях имеется потенциал для использования традиционных знаний — тех, которые передаются от поколения к поколению среди коренных народов. Здесь идет речь не столько о фольклоре и мифологии, а скорее о полезных практиках: ведении традиционного хозяйства, сезонных циклах живой природы и прочем.
«Для меня изучение их культуры — скорее хобби, а по работе… знания охотников и собирателей представляют собой ценный ресурс для изучения динамики природных систем. Наше взаимодействие с ними — довольно редкий случай сотрудничества между фундаментальной наукой и традиционным знанием, поскольку мы понимаем, о чем спросить и на чем сделать акцент.
Для самих кетов отслеживание изменений в природе крайне важно: потепление климата сказывается на урожайности шишек и ягод, качестве рыбных ресурсов, увеличении опасности пожаров, обмелении небольших рек, что существенно сужает транспортные возможности местных жителей, и так далее», — продолжает ученый.
Сейчас коллектив под руководством Алексея Медведкова продолжает исследования влияния глобальных изменений климата на разные ландшафты, их экосистемные функции и на хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов. Кеты тоже озабочены экологическими рисками, хотя и с более утилитарной точки зрения. Они часто задают вопросы о том, что будет с их домом в будущем, интересуются прогнозами, например, лесных пожаров. Большую обеспокоенность вызывает и появление в регионе новых видов растений и животных. Этому способствует и таяние вечной мерзлоты: так, в курумах — каменистых россыпях — раньше в межглобовом пространстве был лед, а сейчас появляются пустоты, которые облюбовали гадюки, чей укус опасен, особенно при неправильном лечении или в случае слабого здоровья.
«Мы сталкиваемся со сложным комплексом процессов и проблем, а кеты органично встроены в таежный ландшафт. С их помощью мы уточняем наши данные и проведенные измерения. Хотя кажется неочевидным, но пагубное влияние глобализации, из-за которой растворяются культуры, может повредить и нам при проведении геоэкологических исследований. Языки коренных народов порой способны охарактеризовать то или иное природное явление гораздо точнее, чем тот же русский язык, несмотря на все его богатство. Это касается, например, структуры снега. К сожалению, интерес к культуре кетов с их стороны сейчас убывает, а на кетском языке говорит все меньше людей. Вместе с тем имеются идеи о поддержке поселений и традиционной культуры за счет развития туризма, что может оказаться перспективным и будет способствовать увеличению интереса к этносу со стороны самих кетов», — подводит итог Алексей Медведков.
Фото из личного архива Алексея Медведкова
Автор текста: Анна Солдатенко
Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ