24 октября на космодроме Байконур — день траура в память о людях, погибших в катастрофах, случившихся в этот день в 1960 и 1963 году. О том, как возникла эта традиция, рассказывает сайт Федерального космического агентства.

Две катастрофы, случившиеся с интервалом в три года в один и тот же день, привели к тому, что 24 октября на Байконуре останавливаются все работы, и никогда не запускаются ракеты.

В 1960 году во время подготовки к запуску ракеты Р-16 произошло несанкционированное включение двигателя, произошел взрыв, начался сильный пожар. В результате погибли 74 человека, среди которых был и первый главком ракетных войск маршал артиллерии Митрофан Неделин. Прошло ровно три года, и 24 октября 1963 года в одной из боевых шахт ракеты Р-9 произошел пожар, который унес жизни восьми человек.

Вполне понятно желание людей, работающих на Байконуре, вспомнить 24 октября своих погибших коллег. А вот тот факт, что на это число никогда не назначают запуск ракет, — очередная иллюстрация наличия множества примет и суеверий, которые разделяют люди, работающие в космической отрасли. Сергей Павлович Королев противился запуску ракет не только 24 октября, но и в любой понедельник, хотя для этого, казалось бы, не было никаких материальных причин. Поэтому несколько лет ракеты по понедельникам не запускали. Затем, как гласит легенда, от этой традиции отошли, и произошло 11 аварий, после чего, начиная с 1965 года, никому и в голову не приходит назначать запуск на этот день недели.

Тот же Королев всегда поручал нажимать кнопку «пуск» капитану Смирницкому, считалось, что у того счастливая рука. А вот одному из своих конструкторов тот же Королев никогда не позволял в день запуска появляться на площадке, потому что, дескать, однажды как раз в его присутствии возникли какие-то неполадки.

Известно, что Королев никогда не брал женщин на борт своего самолета. Пытался он противиться и появлению женщин-космонавтов, но тут уже не смог ничего поделать, и Валентина Терешкова благополучно слетала в космос. Почему-то очень долго считалось, что нельзя отправлять в космос усатых людей. Суеверия, касавшиеся женщин, явно пришли из древних обычаев моряков, считавших, что корабль — это женщина, которая приревнует, соответственно, к космическому кораблю это тоже относится. А вот каким божествам может не понравиться усатый космонавт — непонятно.

Многие знают о том, что космонавты перед стартом обязательно смотрят «Белое солнце пустыни». А кроме этого они еще берут с собой в космос веточку полыни и расписываются на двери гостиничного номера, где проводят последнюю (вернее, как полагается у них говорить, «крайнюю») ночь перед стартом. Других автографов перед полетом не дают, зато расписываются на бутылке водки, которую распивают после возвращения. Ну и, кроме того, по традиции, якобы начатой не то Гагариным, не то Королевым, космонавты писают на колесо автобуса, который привозит их на космодром. Женщинам это сделать немного сложнее, но, говорят, что женщины-космонавты теперь привозят с собой свою мочу в банке и тоже выливают ее на колесо.

У американских астронавтов и сотрудников НАСА тоже полно своих суеверий. Для начала, перед сборкой очередного шаттла руководство обязательно раздает сотрудникам круглые пончики. Может быть, это как-то связано с колесами, с помощью которых составные части корабля доставляют к месту сборки? Перед запуском командир корабля играет со своей командой в покер до тех пор, пока не проиграет. Может быть, это своеобразное желание отвести от себя большую неудачу с помощью неудачи маленькой, в соответствии с древними представлениями о природе безопасности — отсюда же ругательные имена, принятые в средневековье, например. Этакое космическое «ни пуха ни пера». Наконец, все астронавты утром перед вылетом завтракают яичницей и стейком. Как быть вегетарианцам — неизвестно.

Далее, когда ракета благополучно взлетает, то сотрудники НАСА обязательно едят бобы и оладьи из кукурузной муки. А после приземления корабля все ученые и инженеры в космическом центре начинают есть арахис. Какое он имеет отношение к удачному приземлению — тоже никто не знает, но все так делают. Говорят, что традиция возникла еще в 60-е годы, как раз в тот период, когда советские космонавты вырабатывали свои приметы. Американцы шесть раз запускали корабль «Ровер», который должен был выйти на окололунную орбиту, и шесть запусков были неудачными. Седьмой оказался удачным, и как раз в тот момент кто-то из сотрудников НАСА принес на работу баночку арахиса, который теперь едят все во время всех запусков и приземлений.

Существуют и приметы, связанные с музыкой. Если российские космонавты всегда идут к кораблю под песню «Трава у дома» в исполнении группы «Земляне», то американцы просыпаются на космической станции под песню Дина Мартина «Возвращение в Хьюстон».

Все суеверия, связанные с полетами в космос, просто не перечислить. Наверное, это вполне объяснимо. Там, где речь идет о постоянном риске, всегда возникают приметы и традиции. Они могут казаться смешными, но если людям, отправляющимся в космос, так спокойнее, то можно только помочь им чувствовать себя увереннее.