Понаблюдайте за полной Луной, и вы заметите, что она всегда выглядит одинаковой. С Земли мы всегда видим только одну сторону нашего спутника. Обратная сторона или, как ее часто называют, темная сторона Луны скрыта от земного наблюдателя.  Но к неизвестному у человека особая тяга. В ХХ веке, когда в космос стали отправлять первые спутники, ученых стал интересовать вопрос, что скрывает темная сторона Луны.

В действительности, темная сторона Луны не всегда темная. Она находится в тени, только когда с Земли мы наблюдаем полнолуние. При новолунии обратная сторона полностью освещена, однако на Земле этого не видно.

Луна всегда повернута к Земле одной стороной. Связано это с тем, что движение вокруг оси и движение по орбите у спутника синхронизированы. Другими словами Луна совершает один оборот вокруг оси и один оборот по орбите за одно и  то же время. Синхронное вращение называют приливным захватом, и практически все спутники Солнечной системы подвержены этому процессу. Однако есть и исключения. К примеру, спутник Сатурна – Феба, движется по орбите в обратном направлении движению Сатурна. Его движение очень несинхронно – оборот вокруг оси Феба совершает за 9 часов, а по орбите вокруг планеты за 18 земных месяцев. Если бы Луна двигалась настолько несинхронно, то мы бы наблюдали ее с разных сторон.

Поскольку видна только одна сторона, можно подумать, что мы наблюдаем лишь 50 % поверхности спутника. Однако это не совсем так. У Луны,  как и у большинства объектов Вселенной, эллиптическая орбита и у нее есть эксцентриситет − показатель, который определяет, насколько орбита близка к идеальной окружности. Расстояние от Луны до Земли колеблется от 360 тысяч до 400 тысяч километров. Также орбита спутника наклонена примерно на 5 градусов. Поэтому с Земли можно наблюдать северный и южный полюса Луны. Эти эффекты приводят к либрации – медленному покачиванию спутника. Можно сказать, что благодаря либрации мы можем взглянуть на обратную сторону Луны, небольшую ее часть.

Фазы и либрации Луны. Источник: NASA Goddard

Первый снимок, сделанный спутником Луна-3.

Источник: NASA

С развитием космических полетов мы смогли увидеть всю Луну вместе с ее загадочной темной стороной. Первый космический снимок обратной стороны был получен благодаря советскому космическому аппарату Луна-3, запущенному в 1959 году. Первые фотографии были низкого разрешения, но и они дали ценную информацию о поверхности Луны. А в 1965 году советский аппарат Зонд-3 сделал более четкие фотографии, на основе которых созданы первые карты лунной поверхности и даже глобус.

Кроме космических кораблей, обратную сторону спутника видели  несколько человек – астронавты программы «Апполон».

Обратная сторона Луны интересна своим кратером на Южном полюсе – бассейн Южный полюс-Эйткен. Это крупнейший кратер в Солнечной системе. Его диаметр около 2,5 тысячи километров.

Бассейн Южный полюс-Эйткен. Крупнейший кратер в Солнечной системе

Источник: NASA

При сравнении сторон Луны можно заметить, что они сильно отличаются. Видимая с Земли сторона покрыта темными пятнами. Это базальтовые равнины, которые называются лунными морями. Название дали по ошибке, думая, что это действительно водные моря. Но на обратной стороне таких пятен нет. Ученые задавались этим вопросом еще с 1959 года, когда были получены первые снимки.

Всё дело в процессах, которые происходили миллиарды лет со времен зарождения нашей Солнечной системы. Согласно теориям Луна образовалась в результате столкновения Земли с другим крупным объектом. Тогда новорожденная Луна была в 20 раз ближе к Земле и практически сразу попала под приливный захват. С этого момента спутник уже смотрел на Землю одной стороной. Оба объекта, Земля и Луна, были очень горячими, но маленькая Луна остывала быстрее. При этом раскаленная Земля постоянно нагревала одну сторону спутника, в то время как обратная сторона оставалась очень холодной. Поверхность на горячей стороне испарялась, а на обратной холодной стороне накапливались вещества, такие как кальций и алюминий. Эти вещества в последствие сформировали кору, которая толще, чем на видимой стороне. Когда разная по толщине кора остыла полностью и каменные потоки сталкивались с Луной, они пробивали более тонкую часть коры, высвобождая потоки лавы, которые и сформировали базальтовые равнины лунных морей.

Луна – наш естественный спутник, красива и загадочна. Она так же многогранна, как и Земля. Ее изучение важно для понимания не только эволюции нашей планеты, но и Солнечной системы.

Фото на странице: Роскосмос