Популярная телевизионная игра "Что? Где? Когда?" впервые вышла в эфир 4 сентября 1975 года и сразу завоевала симпатии зрительской аудитории.
Тогда не было ни волчка, ни знатоков, ни минуты обсуждения. Самая первая викторина была семейной: в передаче приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.
За время своей длительной жизни игра постоянно совершенствовалась. На телевидении передача приобрела огромное количество друзей, поклонников и желающих сесть за стол игроков. Придумывались новые правила, разрастались команды, менялись интеллектуальные лидеры.
С 1975 года бессменным автором, а с 1978 года и ведущим игры, был Владимир Ворошилов, академик российской академии телевизионных искусств «ТЭФИ». 30 декабря 2000 года Владимир Яковлевич провел свою последнюю игру. После его смерти ведущим викторины стал Борис Крюк, экс-ведущий телепередачи «Любовь с первого взгляда».
Генеральный директор Общественного телевидения России (ОТР) Анатолий Лысенко считает, что автор идеи Владимир Ворошилов настолько гениально заложил все основы и так все просчитал, что это позволило программе жить и быть интересной до сих пор. Лысенко говорил в интервью ТАСС:
- Володя поймал самое главное - человеку всегда интересно видеть, как рождается мысль. И Володю всегда привлекал механизм рождения ответа. Это оказалось самым интересным", - сказал Лысенко ТАСС.
Борис Крюк, который стал ведущим игры в 2001 году, считает "Что? Где? Когда?", сравнивает передачу со спортивной игрой.
-Это, знаете, как баскетбол или хоккей, но только "Что? Где? Когда?" имеет интеллектуальный подтекст, - говорит он.
По мнению Крюка, главный секрет успеха телеигры в формате прямого эфира:
Думаю, если бы игра шла в записи, она бы давно загнулась. А прямой эфир - это нерв ведущему, знатокам, присутствующим в зале и,конечно, телезрителю. Здесь нельзя сказать - "Стоп! Это перепишем".
Телевизионная игра «Что? Где? Когда?» - это тест на проверку IQ и увлекательный метод развития интеллекта. Логические ходы, сопоставление фактов, нахождение правильного ответа, - все это делает передачу уникальной и привлекательной для широкой аудитории.
Фото: Игорь Зотин/Фотохроника ТАСС