Астрономы опубликовали огромную инфракрасную карту Млечного Пути, содержащую более 1,5 миллиарда объектов – самую подробную из когда-либо созданных. Используя телескоп VISTA Европейской южной обсерватории (ESO), команда наблюдала за центральными областями нашей Галактики на протяжении более 13 лет. Этот проект, содержащий 500 терабайт данных, является самым масштабным из когда-либо проводившихся на телескопе ESO наблюдений.

«Мы сделали так много открытий, что навсегда изменили представление о нашей Галактике», – говорит Данте Миннити, астрофизик из Университета Андреса Белло в Чили, который руководил проектом.

Эта рекордная карта состоит из 200 000 снимков, сделанных телескопом VISTA – обзорным телескопом ESO для видимой и инфракрасной астрономии. Расположенный в Паранальской обсерватории ESO в Чили, телескоп предназначен для картографирования больших участков неба. Команда использовала инфракрасную камеру VISTA VIRCAM, которая способна проникать сквозь пыль и газ, пронизывающие нашу галактику. Поэтому она способна увидеть излучение из самых потаенных мест Млечного Пути, открывая уникальное окно в наше галактическое окружение.

Этот гигантский набор данных охватывает область неба, эквивалентную 8600 полным лунам, и содержит примерно в 10 раз больше объектов, чем предыдущая карта, выпущенная той же командой в 2012 году. Она включает в себя новорожденные звезды, которые часто находятся в пылевых коконах, и шаровые скопления – плотные группы миллионов самых старых звезд в Млечном Пути. Наблюдая в инфракрасном свете, VISTA может также заметить очень холодные объекты, которые светятся на этих длинах волн, например, коричневые карлики («неудавшиеся» звезды, в которых не происходит устойчивого ядерного синтеза) или свободно плавающие планеты, которые не вращаются вокруг звезды.

Наблюдения начались в 2010 году и закончились в первой половине 2023 года, в общей сложности 420 ночей. Многократно наблюдая за каждым участком неба, команда смогла не только определить местоположение объектов, но и проследить, как они движутся и меняется ли их яркость. Была составлена карта звезд, чья яркость периодически меняется, которую можно использовать в качестве космической линейки для измерения расстояний. Благодаря этому мы получили точное 3D-изображение внутренних областей Млечного Пути, которые раньше были скрыты пылью. Исследователи также отследили гиперскоростные звезды – быстро движущиеся звезды, катапультирующиеся из центральной области Млечного Пути после близкого столкновения со сверхмассивной черной дырой, скрывающейся там.

Статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics. Теперь, когда исследования завершены, научное изучение собранных данных будет продолжаться еще несколько десятилетий. Тем временем Паранальская обсерватория ESO готовится к будущему: VISTA будет обновлена новым инструментом 4MOST, а телескоп (VLT) ESO получит инструмент MOONS. Вместе они позволят получить спектры миллионов объектов и ожидать бесчисленных открытий.

[Фото: ESO/VVVX survey]