Палеонтологи Пол Барретт (Paul Barrett) и Мэттью Бэрон (Matthew Baron) из Кембриджского университета повторно проанализировали строение скелета динозавра Chilesaurus diegosuarezi, вызвавшее в научном мире жаркие споры, и пришли к выводу, что он все же относился к птицетазовым динозаврам, хотя и очень примитивным. Статью об этом, опубликованную в журнале Biology Letters, пересказывает сайт журнала Science.

Об открытии Chilesaurus diegosuarezi в Южной Америке было объявлено в 2015 году; сенсацией стало то, что этот двуногий травоядный (что однозначно следует из строения его зубов) динозавр возрастом 150 млн лет по всем признакам, казалось бы, относился к тераподам (Theropoda) — подотряду, в который входили в основном хищные динозавры, в том числе знаменитый Tyrannosaurus rex. Дальнейшие исследования, впрочем, показали, что скелет Chilesaurus diegosuarezi имел и черты, свойственные представителям растительноядного отряда птицетазовых динозавров (Ornithischia). Такое необычное сочетание черт затрудняло однозначную классификацию этого «вегетерианца».

Барретт и Бэрон ранее в этом году опубликовали результаты своего масштабного анализа строения динозавров из разных эволюционных линий. Это исследование базировалось на бо́льшем количестве данных именно по Ornithischia, чем все, предпринимавшиеся ранее. Одним из выводов, к которым пришли кембриджские ученые, был такой: птицетазовые и тераподы были эволюционно ближе между собой, чем до сих пор считалось.

Применив теперь ту же методику к анализу костей Chilesaurus diegosuarezi, авторы показали, что он все же относился к птицетазовым динозаврам, хотя и очень примитивным. Похоже, это «связующее звено» между этим отрядом и тераподами — свидетель тех времен, когда эти две группы еще не окончательно разошлись.

Другие ученые, впрочем, отнеслись к работе кембриджцев скептически. Например, палеонтолог Фернандо Новас (Fernando Novas) из Аргентинского естественнонаучного музея, который когда-то сообщил об открытии Chilesaurus diegosuarezi, сказал, что не уверен в правильности подхода Бэрона и Барретта, так как они, по его словам, не приняли во внимание многие признаки, объединяющие этого динозавра с тероподами. «Тем не менее, я приветствую интерпретацию Бэрона и Барретта, так как она провоцирует необходимые дебаты вокруг малоизвестных аспектов эволюции динозавров вообще», — прокомментировал аргентинский ученый.