0 комментариев 370

Специалисты ИНГГ СО РАН изучили конодонтов и радиолярий из разреза Куле в Узбекистане

Сотрудники ИНГГ СО РАН продолжили серию изысканий на разрезах Китабского государственного геологического заповедника Республики Узбекистан, где находятся уникальные естественные обнажения палеозойского возраста.

Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН продолжили серию изысканий на разрезах Китабского государственного геологического заповедника Республики Узбекистан, где находятся уникальные естественные обнажения палеозойского возраста (530-290 млн. лет). Один из последних проектов, выполненных российскими учеными совместно с узбекскими коллегами, был посвящен исследованию ископаемых морских организмов – конодонтов и радиолярий.

О проделанной работе рассказала Надежда Георгиевна Изох – старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии палеозоя ИНГГ СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук.

Как именно работали специалисты ИНГГ СО РАН?

Ученые провели химическое препарирование образцов породы, в разные годы отобранных на разрезе по саю Куле. Он находится в левобережье реки Джинды-Дарья, в Зеравшано-Гиссарской горной области, которая является одной из структур Южного Тянь-Шаня.

Эти места широко известны геологам по местонахождениям различных групп фауны двух интересных геологических периодов: девонского (начался 419,2 млн лет назад, закончился 358,9 млн лет назад) и каменноугольного (358,9 млн лет назад – 298,9 млн лет назад). В то время жизнь на Земле бурно развивалась и осваивала новые экологические ниши, а потому в таких древних породах можно найти много необычных ископаемых организмов.

При обработке кремнистой породы из разреза Куле сотрудники ИНГГ СО РАН использовали щадящие технологии разрушения образцов. После химического препарирования образцов в слабом растворе плавиковой кислоты специалисты получили множество радиолярий (ныне живущие морские планктонные организмы) и конодонтов (элементы вымерших свободно-плавающих загадочных животных) хорошей сохранности. Эти ископаемые организмы – обитатели достаточно глубоководных морских акваторий.

Исследования позволили ученым уточнить возраст отложений и пополнить знания об ископаемой фауне.

К каким выводам пришли сотрудники Института?

Отложения, где были найдены ископаемые конодонты (на изображении в заставке) и радиолярии (на фото справа), относятся к верхним ярусам девона: франскому (382,7 млн лет назад – 372,2 млн лет назад) и фаменскому (372,2 млн лет назад – 358,9 млн лет назад). Большинство радиолярий из разреза Куле принадлежат к роду Trilonche, а наибольшее количество конодонтов – к роду Palmatolepis.

Обнаруженные учеными ископаемые организмы широко представлены в разных регионах мира. В частности, такие же радиолярии, как в разрезе Куле, характерны для позднедевонских отложений Урала, Рудного Алтая, Австралии, Германии, Польши, Китая и Северной Америки.

Что касается конодонтов, то преобладание представителей рода Palmatolepsis свидетельствует о существовании в позднем девоне на этой территории открытых морских обстановок.

Все это дает ученым более полную картину палеоклимата и распространения древней фауны. В будущем специалисты ИНГГ СО РАН совместно с узбекскими коллегами планируют продолжить научные исследования палеозойских отложений Зеравшано-Гиссарской горной области на территории Китабского государственного геологического заповедника Республики Узбекистан.

Конодонты – класс вымерших животных из типа хордовых, внешним обликом они были похожи на современных угрей.

Радиолярии – одноклеточные планктонные организмы, обитающие преимущественно в теплых океанических водах.

Исследования выполнены при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (проект № 14.Y26.31.0018) и в рамках проекта IGCP 652 (под эгидой ЮНЕСКО).

Текст под редакцией Павла Красина