0 комментариев 387

Спасти центр памяти

Томские ученые выяснили, как действует организм спасает центр памяти при ишемии мозга

Специалисты из Томского государственного университета исследовали процессы, которые происходят во время тотального нарушения кровоснабжения головного мозга в гиппокампе. Этот  отдел также называют «менеджером памяти». Иммунные клетки центральной нервной системы пытаются его спасти, разрывая нервные связи и подавляя гипервозбуждение нейронов, так называемую эксайтотоксичность. Такие данные важны для формирования эффективных подходов профилактики ишемии головного мозга у людей из группы риска, например, с тяжёлыми кардиопатологиями. Результаты исследований опубликованы в журнале «International Journal of Molecular Sciences».

"Несмотря на важность повреждения гиппокампа, особенности повреждений этого отдела при остановке сердца у людей и время появления этих повреждений плохо изучены, – сказала одна из авторов статьи, сотрудник лаборатории нейробиологии ТГУ Татьяна Ананьина. – Мы проследили эти изменения на модели тотальной ишемии у крыс, которые перенесли остановку сердца продолжительностью семь минут. Самые серьёзные нарушения происходят именно в гиппокампе, поскольку в эту зону приходит возбуждение от огромного количества нейронов из других областей мозга".

Гиппокамп участвует в процессе запоминания значимой информации. От его состояния зависит формирование эмоций, навигация и многое другое. Наш мозг сличает новые сигналы с воспоминаниями, хранящиеся в гиппокампе, а затем принимает решение о необходимости запоминания новой информации.

"Наряду с тем, что было прогнозируемо (гибель нейронов, воспаление и пр.), мы зафиксировали снижение уровня содержания миелина – важной составляющей нервных волокон, от состояния которой зависит скорость распространения электрических импульсов между нейронами, – добавила заведующая лабораторией нейробиологии ТГУ Марина Ходанович. – При тотальном нарушении кровоснабжения головного мозга из разных его отделов в гиппокамп поступают многочисленные сигналы SOS. Принимающие их нейроны не справляются, перегрузка приводит к их гибели".

Организм стремится предотвратить это, и тогда вмешивается микроглия – иммунные клетки мозга. Они не только борются с патогенами и поглощают остатки погибших клеток, но и обеспечивают его пластичность. У грызунов, которые во время эксперимента перенесли тотальную ишемию, клетки микроглии вытянулись в палочковидную форму и расположились вдоль миелинизированных отростков.

По словам ученых, микроглия такой формы разрушает синаптические контакты для разъединения нейронной сети и остановки потока внешних сигналов, избыток которых чреват гибелью нейронов в центре памяти.

"Известно, что микроглия способна прерывать связь между нейронами и перестраивать нейронные связи. Такой процесс, например, происходит при взрослении человека. Но в случае с ишемией головного мозга применительно к защите гиппокампа эта функциональная возможность пока не изучена, – добавила Марина Ходанович. – Исследования показали, что на 10-е сутки после временной остановки кровообращения микроглия ещё предпринимает попытки защищать гиппокамп, а на 30-е – уже нет. На этом сроке они занимаются только расчисткой – утилизацией остатков погибших клеток".

Специалисты зафиксировали и другие изменения в зоне повреждения - на 30-е сутки здесь отмечается значительное увеличение предшественников олигодендроцитов – клеток, обеспечивающих миелинизацию.

«Повзрослев», олигодендроциты работают над восстановлением миелина у оголенных аксонов – отростков, передающих импульсы от одних нейронов к другим. Полученные данные станут основой для создания новых подходов к терапии пациентов, перенесших остановку сердца или мозговой инсульт.

Источник: ТГУ